В Госдуму внесен законопроект № 599584-6, разработанный членами Совета Федерации. Проектом предлагается внести поправки в Уголовный кодекс, которые, по сути, связаны не столько с ужесточением наказаний за уклонение от уплаты налогов (как заявлялось об этом законопроекте ранее), сколько с изменением квалифицирующих признаков этого преступления и с охватом наказанием юрлиц, в том числе банков, которые способствуют этому деянию.

Состав преступления и способы наказания за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации без отягчающих обстоятельств изложены в части 1 статьи 199 УК, который сенаторы оставляют без изменений. В настоящее время часть 2 данной статьи предусматривает более жесткие варианты наказания в двух случаях: совершение преступления "группой лиц по предварительному сговору" или "в особо крупном размере".

СФ предлагает часть 2 разбить на две: части 2 и 3. Часть 2 будет предусматривать указанное деяние, совершенное "группой лиц по предварительному сговору". Наказания в целом останутся теми же, но срок лишения свободы как один из вариантов наказания сентаторы предлагают даже уменьшить: сейчас статья предусматривает до 6 лет, СФ предлагает снизить до 4-х лет.

Часть 3 предлагается снабдить такими квалифицирующими преступление признаками:

  • в особо крупном размере;
  • организованной группой лиц;
  • с использованием юридических лиц, указанных в статье 173.1 УК, то есть, созданных незаконно через подставных лиц, в том числе группой лиц по сговору или лицом с использованием его служебного положения. Надо отметить, что создание юрлиц, указанных в данной статье, предусматривает введение в заблуждение используемых подставных лиц, то есть, принадлежность того или иного юрлица к упомянутым в этой статье еще надо доказать.

От предлагаемой сенаторами редакции части 2 наказание по части 3 будет отличаться лишь возможным сроком лишения свободы - до 6 лет. И, по сути, наказание по части 3 статьи 199 УК предлагается сделать таким же, какое сейчас указано в части 2.

Крупный и особо крупный размер в целях этой статьи также останутся прежними, равно как и порядок освобождения от ответственности для лиц, совершивших преступление впервые.

Существенным можно назвать предлагаемое введение части 4 статьи 199 УК, предусматривающей возможность конфискации орудий, оборудования и иных средств совершения преступления, принадлежащих иным юрлицам, в том числе банкам. Это, по замыслу сенаторов, может применяться к имуществу, используемому в целях пособничества в уклонении от уплаты налогов с использованием организованной группы лиц или юрлиц, созданных незаконно через подставных лиц. Конфискация будет возможна, если учредители (участники) или исполнительные органы этих юрлиц знали или должны были знать об использовании возможностей и имущества этих юрлиц для совершения преступления.