В связи с проведением камеральной проверки в отношении ООО «А» налоговая инспекция А направила в другую ИФНС поручение об истребовании документов у ООО «Х» (назовем инспекцию по месту регистрации ООО «Х» ИФНС Х). Во исполнение данного поручения ИФНС Х было направлено требование о предоставлении документов ООО «Х», связанных с деятельностью ООО «А». 

В связи с неисполнением указанного требования в течение пяти дней с момента получения инспекция привлекла ООО «Х» к штрафу по пункту 2 статьи 129.1 НК в сумме 20 тысяч рублей за повторное непредставление документов по требованию налогового органа в установленный срок.

При этом требование о предоставлении документов было вручено почтой по месту нахождения компании представителю, предъявившему доверенность. Согласно ей компания уполномочивает представителя:

  • представлять интересы компании во всех судебных, административных и иных государственных органах, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
  • совершать любые иные юридические и правомерные фактические действия от имени компании, необходимые для выполнения данного поручения;
  • получать информацию, принимать решения от имени компании, и подписывать любые документы, связанные с выполнением настоящего поручения, проводить переговоры от имени компании, получать и передавать документы (заявления, справки, выписки и т.д.), связанные с представлением интересов компании. 

Компания оспорила вручение требования в суде (дело № А48-3229/2013), указав, что оно было вручено неуполномоченному лицу. Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требование компании, указав, что в доверенности не указано представление интересов компании в отношениях с налоговым органом и полномочия на получение почтовой корреспонденции.

Кассация, отменяя решение судов, разъясняет, что в спорной доверенности конкретно указаны доверитель и представитель, дата  выдачи, срок действия и объем полномочий. Каких-либо ограничений полномочий представителя доверенность не содержит. Представитель, получая требование, действовал в интересах компании, а не в личных интересах.

По мнению кассации, полномочия в отношениях с налоговым органом и на получение почтовой корреспонденции не являются специальными, требующими обязательного отражения в доверенности. В решении кассации указано: «формулировка в доверенности представителя о праве на представление интересов Общества во всех государственных учреждения и получения документов являются достаточными для получения корреспонденции от налогового органа как  государственной организации (учреждения)».