Минэкономики опубликовало поправки к законам об АО и ООО, касающиеся проведения реорганизации обществ. Изменения приводят эти законы в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса, предполагающей создание более гибких процедур реорганизации. В частности, для слияния и преобразования компаний больше не придется проводить несколько реорганизаций подряд — все можно будет сделать в одной совмещенной процедуре. Кредиторы же теперь могут требовать от реорганизуемого лица досрочного погашения обязательств только через суд.

06.08.2014, 00:00Изменения законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", предложенные Минэкономики, детализируют новую процедуру реорганизации этих компаний в соответствии с новыми положениями ГК РФ. Вступление поправок в силу предполагается 1 января 2015 года.

Напомним, новая редакция ГК допускает проведение как смешанной реорганизации с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, выделение, преобразование), так и совмещенной — преобразование одновременно двух и более юрлиц, даже если они имеют различную организационно-правовую форму (АО и ООО). В результате реорганизации может быть создано юрлицо другой формы, нежели компании, участвовавшие в процедуре. Исключение — случаи, прямо предусмотренные законодательством. Например, недопустима реорганизация некоммерческой организации в коммерческую и наоборот. Понятие "разделительного баланса" исчезает, все права и обязанности новообразованных обществ будут определяться в передаточном акте. Если в результате реорганизации остается единственный правопреемник, передаточный акт не составляется.

Кроме того, поправки ограничивают права кредиторов реорганизуемого лица. Так, кредиторы, чьи права требования возникли до публикации в СМИ первого уведомления о реорганизации (теперь они публикуются дважды), могут потребовать досрочного исполнения обязательств. Но теперь — только в судебном порядке. Партнер юридической фирмы ЮСТ Евгений Жилин замечает, что предыдущее регулирование обязывало обращаться в суд за досрочным исполнением обязательств только кредиторов ОАО. "Права кредиторов стали более сбалансированы, ранее был существенный перекос в их сторону. Вносимые изменения предполагают, что кредитор должен доказать, что реорганизация ущемляет его права",— указывает партнер адвокатского бюро "Линия права" Руслан Нагайбеков.

Согласно поправкам, обязательства по предъявленному кредитором требованию должны быть исполнены до момента окончания процесса реорганизации. При невозможности досрочного исполнения кредитор может обратиться за возмещением убытков. Все эти права не предоставляются кредиторам, которые уже имеют или получат достаточное обеспечение в течение 30 дней с даты предъявления требований. Достаточным считается обеспечение, которое согласился принять кредитор, или же независимая безотзывная банковская гарантия, срок действия которой минимум на три месяца превышает срок исполнения обязательства.

Реорганизованное и новообразованное юрлица несут перед кредитором солидарную ответственность, если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству или при реорганизации были "недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юрлиц", что привело к существенному нарушению интересов кредиторов. К солидарной ответственности могут быть привлечены и граждане, уполномоченные выступать от имени реорганизуемой компании — включая членов коллегиальных органов управления. Евгений Жилин отмечает, что предложенная Минэкономики формулировка "недобросовестное распределение активов" довольно расплывчата. На практике она может означать как широкие возможности для кредиторов, так и уход представителей должника от ответственности.

Из позитивных нововведений можно назвать возможность проведения реорганизации под отлагательным условием — если будут приняты соответствующие корпоративные решения остальными участниками процедуры. "Если одно АО присоединяется к другому с преобразованием в ООО, но первое АО приняло решение на общем собрании акционеров, а второе — нет, то отлагательное условие дает возможность сделать решение первого АО не имеющим юридических последствий",— объясняет Руслан Нагайбеков. Помимо признания реорганизации недействительной суд может признать ее несостоявшейся, если решение о ее проведении не принималось участниками (акционерами) компании или для госрегистрации новообразованных лиц были предоставлены недостоверные данные.

В целом юристы считают, что изменения возвращают реорганизацию как инструмент в гражданско-правовой оборот. "Имевшееся регулирование не соответствовало растущим потребностям бизнеса, и поэтому проще было решать вопросы реструктуризации иными способами, например, передачей активов и созданием новых юрлиц. Теперь реорганизацией начнут пользоваться чаще",— отмечает Руслан Нагайбеков. По словам Евгения Жилина, процедура стала более гибкой и исключила необходимость проведения нескольких реорганизаций подряд, а разрешение совмещенной и смешанной реорганизации позволит сэкономить время и деньги компаний.