В январе 2013 года инспекция сообщила компании, занимающейся торговлей автомобилями и применяющей, в частности, ЕНВД, о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика с 01.01.2013. Компания обратилась в суд (дело № А54-1926/2013).

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным. Приказом Минфина от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 (в редакции приказа ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308) были утверждены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, в частности, суммарный объем выручки (дохода) в пределах от 2 до 20 млрд рублей включительно. Это действовало до 2012 года. Затем нижний предел был снижен до 1 млрд рублей. Для смены категории организация должна соответствовать крупнейшим по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года. Учитывая, что суммарный объем полученных компанией доходов за 2011 год составил 1,06 млрд рублей, налоговики воспользовались снижением нижней границы доходов, произошедшим в 2012 году.

Суды разъясняют, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, следовательно, в данном случае следует применять ранее действовавшие критерии. Поскольку в 2011 году доходы компании не достигли 2 млрд, она в 2013 году не относилась к категории крупнейших.

Ухудшение положения налогоплательщика проявилось в том, что он, став крупнейшим, не может применять ЕНВД по одному из видов деятельности.

Суды отмечают, что кроме соответствия критерию суммарного объема полученных доходов, компания должна также иметь активы в пределах от 100 миллионов до 20 миллиардов рублей включительно, либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности должен находиться в пределах от 75 миллионов до 1 миллиарда рублей. 

Учитывая специфику деятельности компании, занимающейся торговлей автомобилями, по мнению судов, оборотные активы не отражают ее реального финансового положения, а потому не могут служить критерием отнесения налогоплательщика к крупнейшим.

Суды также напомнили другие новые критерии отнесения к крупнейшим: суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов в пределах от 75 млн до 1 миллиарда рублей включительно; активы от 1 до 20 млрд рублей включительно.