В проверяемом периоде ООО «А» (заказчик) заключило с ООО «Э» (исполнитель) договор на оказание маркетинговых услуг по исследованию рынка сбыта автомобилей со стоимостью услуг 8 млн рублей. Исполнитель обязался исследовать состояния рынков сбыта; анализировать соотношение спроса и предложения; производить поиск потенциальных клиентов и проводить с ними переговоры с целью заключения контракта на поставку автомобилей, запасных частей, а также представлять заказчику отчеты о выполнении настоящего поручения в виде актов выполненных работ.

В подтверждение несения спорных расходов компания предоставила: договор об оказании маркетинговых услуг, акт выполненных работ, отчет об исполнении договора маркетинговых услуг, счет-фактуру, платежные поручения. 

По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС инспекция отказала компании в налоговых вычетах, посчитав данные операции нереальными и экономически необоснованными.

Суды трех инстанций (дело № А55-17531/2013) признали решение инспекции правомерным и разъясняют следующее.

Предоставленные компанией документы не содержат сведений о том, в чем заключались оказанные маркетинговые услуги, их объем, характер, сроки выполнения, затраченное время, то есть, в них не отражен факт исполнения обязательств по количественным, качественным и ценовым показателям, что, по мнению судов, не свидетельствует о реальном исполнении сделки.

При этом результаты сделки не могли иметь для компании какого-либо практического значения, поскольку продажа автомобилей была произведена задолго до заключения договора оказания маркетинговых услуг.  Кроме того, в отчете были указаны контакты фирм для дальнейшего заключения договоров, договоры с которыми были заключены до подписания договора маркетинговых услуг.

В результате суды сочли неподтвержденной реальность данных операций.