ООО «А» и ООО «Т» подали в инспекцию заявления о начале процедуры их реорганизации в форме слияния, при которой они прекращают свою деятельность и в результате реорганизации создается ООО «В». К заявлению прилагались решения учредителей.

Инспекция внесла в ЕГРЮЛ записи о том, что ООО «А» и ООО «Т» находятся в процедуре реорганизации. Информация об их реорганизации была опубликована в соответствующем журнале. Документы для государственной регистрации ООО «С» также были представлены в инспекцию. Записи о реорганизации компании путем слияния и образования при этом нового юридического лица были внесены в ЕГРЮЛ.

Инспекция обратилась в УФНС с заявлением о признании указанных записей недействительными, которое было удовлетворено.

ООО «Т», не согласившись с решением УФНС и действиями инспекции, обратилось в суд (дело № А45-5802/2013). 

Признавая решение инспекции недействительным, суды четырех инстанций разъясняют следующее. В соответствии с ФЗ-129 государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных юридическим лицом.

В решении кассации указано: «государственная регистрация юридических лиц, а также изменений в ЕГРЮЛ осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц, из чего следует, что в отсутствие соответствующего заявления внесение изменений в реестр возможно лишь по судебному решению».

Учитывая, что документы для исключения данных записей из ЕГРЮЛ компания не предоставляла, суды признали исключение неправомерным. В передаче дела в президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора инспекции отказано.