Суды разъяснили, как определить основной вид деятельности в целях ставки взноса в ФСС

ФСС по результатам выездной проверки подразделения компании доначислил страховые взносы, установив занижение их размера вследствие занижения класса профессионального риска при неправильном определении вида экономической деятельности. Подразделение исчисляло взносы исходя из вида деятельности «деятельность магистрального железнодорожного транспорта» со страховой ставкой 0,4% по 3 классу профессионального риска. Однако фонд классифицировал вид деятельности как «производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос» со ставкой 0,9% с 8 классом профессионального риска.

Суды трех инстанций (дело № А76-4189/2013) согласились с выводами фонда, признав доначисление правомерным.

Виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Самостоятельными классификационными единицами при этом являются обособленные подразделения страхователей. Основной вид экономической деятельности - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

При этом если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к виду  деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска.

Судами установлено, что подразделение непосредственно не занимается железнодорожными перевозками, а производит ремонт подвижного состава и строительство (ремонт) железнодорожных путей. На балансе подразделения числятся силовые машины и оборудование, краны различной грузоподъемности, аппаратно-измерительное оборудование, специальный подвижной состав для обеспечения безопасности движения поездов, другая строительная техника.

Основная часть рабочих подразделения (46,9%) выполняет работы по ремонту железнодорожного пути, что отражено в справке об итогах производственно-финансовой деятельности. Эти работники сталкиваются с вредными и опасными производственными факторами, напрямую не связанными с перевозками железнодорожным транспортом.