С 1 января 2008 года вступают в силу законы, действие которых распространяется на 2007 год, пишет "Российская газета".
Один из примеров одновременного "действия - недействия" норм демонстрирует Федеральный закон 85-ФЗ от 17 мая 2007 г., вступающий в силу с 1 января 2008 г. По отдельным положениям законом установлена обратная сила - эти положения "распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.". Получается, что такое положение 1 сентября еще не будет действовать, поскольку закон в силу не вступил. А после вступления закона в силу выяснится, что по состоянию на 1 сентября данное положение действовало уже целых восемь месяцев!
Аналогичный порядок предусматривал федеральный закон N 276-ФЗ от 30 декабря 2006 г. Первоначальная редакция гласила, что одно из положений закона вступает в силу с 1 января 2008 г., но его действие распространяется на период с 1 января 2007 г. В июле вступление этой нормы в силу чуть приблизили, перенеся дату с 1 января 2008 г. на 1 сентября 2007 г., но принцип "действие - недействие" при этом остался.
В результате у налогоплательщиков возникают резонные вопросы: налоги-то исчислять как; налоговую декларацию заполнять каким образом? Исходя из того, что закон уже действует или как будто он еще не действует?
Чиновники на такие вопросы четкого ответа не дают, поскольку, похоже, сами не решили, как правильно поступать. Письмо Минфина России от 28.03.2007 г. N 03-03-06/4/29 (касающееся закона 276-ФЗ) говорило, что надо дождаться 1 января 2008 г., а уже затем учитывать новые правила при составлении налоговой декларации за 2007 г. А вот в письме от 5 июня 2007 г. N 03-11-04/2/159 Минфин России соглашается с тем, что нормы закона 85-ФЗ, которым придана обратная сила, действуют уже с 1 января 2007 г. (Сам закон 85-ФЗ запутал сотрудников Минфина настолько, что к письму N 03-11-04/2/159 было дополнительно издано письмо от 1 августа 2007 г. N 03-11-04/2/195, сообщающее, что в первом письме допущена ошибка. Однако при этом действие норм с 1 января 2007 г. не ставится под сомнение и во втором письме.)
Комментируя изменения закона в неофициальном порядке, минфиновские чиновники советуют учесть новые правила только при составлении декларации за год, не трогая те цифры, за которые налогоплательщик отчитывался в течение года. Но, во-первых, налогоплательщик зачастую заинтересован в том, чтобы уменьшение начисленного налога отражалось в соответствующем квартале года (при просрочке уплаты именно с данной величины исчисляется пеня). А во-вторых, изменения касаются и НДС, по которому декларации представляются ежемесячно или ежеквартально. Поэтому уточненные декларации налогоплательщику, решившему дождаться следующего 1 января, придется составить.
Курьезом ситуация выглядит только для тех, кого изменение норм непосредственно не затрагивает. Например, для чиновников. Когда же налогоплательщик осознает, что налоговую декларацию, составленную по "старым" (то есть формально пока что действующим) правилам, придется менять, ему совсем не смешно. Если человек, заполняя декларацию, отчетливо понимает, что занимается сизифовым трудом и что всю работу надо будет переделать по истечении года, сам собой появляется вопрос: "Кому это было надо?"
Впрочем, налогоплательщик может рискнуть и составлять декларацию по новым правилам сразу, не дожидаясь наступления нового года. Риск в данном случае заключается в возможности того, что законодатель "передумает" и за оставшееся до 1 января время отменит распространение норм на текущий год. Вариант вовсе не выглядит абсурдным, если вспомнить, что когда-то депутаты умудрились подставить подобным образом даже Конституционный суд РФ. Несколько лет назад было объявлено о внесении изменений в Налоговый кодекс - с отсрочкой вступления в силу таких изменений. Планировалось, что с 2005 г. в статье 13 НК РФ появится новый вид сбора - таможенная пошлина. И вот Конституционный суд РФ, поверив законодателю, в определении от 15 декабря 2000 г. N 294-О заявил, что "таможенная пошлина является одним из федеральных сборов (пункт 10 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации)". А законодатель передумал и еще до того, как новая редакция статьи 13 вступила в силу, исключил таможенную пошлину из числа федеральных сборов. В итоге таможенной пошлины в НК РФ не оказалось, а правовая позиция Конституционного суда существует как бы сама по себе - без привязки к действующему законодательству.
Поэтому окончательность любого еще не вступившего в силу решения законодателей находится под вопросом.