Минфин подготовил законопроект, который позволяет в принудительном порядке взыскивать налоговые недоимки граждан и организаций с их обезличенных металлических счетов (ОМС). Соответствующие изменения предполагается внести в Налоговый кодекс. Пока же действующее законодательство позволяет обращать взыскание лишь на денежные средства на счетах налогоплательщиков.

Законопроектом предусмотрено, что взыскание налога с металлических счетов, принадлежащих частникам и компаниям, может производиться в случае, если для этого недостаточно иных средств (в частности, на рублевых и валютных счетах).

Металлический счет — это счет, открываемый банком клиенту для хранения принадлежащего ему драгоценного металла в обезличенной форме (то есть без указания количества слитков, пробы, производителя), а также для проведения операций с этим металлом. Обычно процентный доход на такие счета не начисляется, клиент может заработать только на разнице курсов покупки и продажи.

В соответствии с законопроектом по поручению налогового органа банк обязан продать драгметаллы не позднее следующего дня, а все расходы, связанные с этим, компенсируются за счет должника. Взыскание налога со счетов, согласно проекту, производится исходя их стоимости, которая должна быть эквивалентна размеру недоимки. При этом учитывается цена драгметаллов, установленная ЦБ на дату их продажи.

Также законопроект дополняет перечень имущества граждан, на которое на основании решения суда налоговики могут обратить взыскание. В него включены как раз счета в драгоценных металлах. По данным Центробанка, объем средств, размещенных на металлических счетах, составил на конец августа 2013 года 149 млрд рублей.

Партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов отметил, что действующее законодательство не позволяет обращать взыскание на ОМС.

— Мера, предусмотренная законопроектом, поможет расширить перечень инструментов фискальных органов для пополнения казны. В свою очередь, у налогоплательщиков останется меньше возможностей для уклонения от уплаты налогов, — говорит Липатов.

Старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин соглашается, что эта мера прикрывает техническую лазейку для физических лиц и компаний, которые могут хранить средства на счетах в драгоценных металлах, свободных от взысканий.

— Вероятно, были такие прецеденты, — предположил аналитик.

Начальник отдела финансовых рынков банка «Стройкредит» Сергей Александров сомневается, что изменения, предусмотренные законопроектом, внесут значительный вклад в фискальное делопроизводство.

— Металлические счета не так сильно распространены. Вот если бы удалось на законодательном уровне дать возможность обращать взыскание и на ценности, находящиеся в хранилищах, то здесь эффект был бы значительнее. Потому что стоимость хранящегося там золота в слитках и монетах серьезно превышает объемы счетов, — рассуждает банкир.

Вместе с тем, подчеркивает Дмитрий Липатов, сам факт того, что Минфин выступил с таким предложением, отражает предкризисные ожидания ведомства. До 2008 года, напоминает эксперт, никто даже не задумывался о целесообразности «металлических» счетов. Законодатель не уделял внимания формированию нормативной базы по регулированию данного инвестиционного инструмента, банки не слишком активно предлагали его потребителям и компаниям, а вкладчики не особо интересовались золотом.

Но после кризиса 2008 года инвесторы, особенно с небольшими средствами, осознали высокие темпы роста цен на золото, и банки стали предлагать вкладчикам проценты с привязкой к цене золота на рынке.

— Если Минфин работает над этой проблемой, он ожидает роста интереса к «металлическим» счетам. Это является следствием снижения привлекательности других инвестиционных инструментов для долгосрочных инвесторов, что, в свою очередь, возможно только при кризисе, — резюмирует Липатов.