Союз потребителей России обратился к генпрокурору России с просьбой проверить, правомерно ли Федеральная служба по тарифам (ФСТ) повысила с 1 февраля расценки на местную телефонную связь. В частности, союз возмущает, что новые тарифные планы предусматривают плату не только за разговоры, но и за пользование телефонной линией. Представители ФСТ и Мининформсвязи уверены, что вступившие в силу тарифы вполне законны.

Союз потребителей России направил обращение генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить обоснованность решений правления ФСТ, которое утвердило в ноябре 2006 г. тарифы на услуги местной связи для всех операторов-монополистов. “Вызывает сомнение правомерность решения правления ФСТ, предусматривающего отдельную плату за предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии”, — говорится в размещенном на официальном сайте союза обращении, подписанном председателем этой организации депутатом Петром Шелищем. До сих пор, обращает он внимание, предоставление абоненту телефонной линии в постоянное пользование услугой связи не считалось и оплате не подлежало.

Шелищ отмечает, что такая услуга — предоставление линии — не предусмотрена ни законом “О связи”, ни Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Правда, она указана в постановлении правительства “О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи” от 24 октября 2005 г. Но в этом постановлении не сказано, что эта услуга может оказываться и оплачиваться ежемесячно, указывает он. “Когда потребители устанавливают телефон, они платят один раз за прокладку линии — почему же теперь они должны ежемесячно оплачивать ее наличие? — возмущается сопредседатель Союза потребителей Анатолий Голов. — С таким же успехом энергосбытовые компании и коммунальщики могут потребовать плату не только за отопление и электричество, но и за наличие батарей и проводов”.

Обеспечение доступа к абонентской линии и пользование телефонной линией — две разные услуги: это следует из упомянутого Шелищем постановления правительства, говорит представитель пресс-службы Мининформсвязи. А сотрудник пресс-службы ФСТ объясняет, что пользование абонентской линией “является услугой связи, поскольку линия служит не только для передачи голосовых сообщений, но и для передачи сообщений электросвязи, содержащих служебную информацию, позволяющую осуществлять техническое сопровождение процесса оказания услуги”. Даже если абонент не говорит по телефону, телефонная линия все равно используется для передачи сигнального трафика между оконечным пользовательским оборудованием абонента и средствами связи оператора, продолжает он. “Передача служебной информации — не услуга абоненту, а элемент технологического процесса оказания услуг связи”, — парирует Шелищ.

Коммерческий директор “Северо-Западного телекома” Олег Попов добавляет, что плата за предоставление линии компенсирует операторам затраты на поддержание линий и станций в рабочем состоянии — например, подведение к ним электропитания и оплату труда сотрудников, отвечающих за их эксплуатацию. До 1 февраля средства на возмещение этих расходов включались в общий размер абонентской платы, говорит представитель ФСТ. Решение выделить постоянное использование линии в самостоятельную услугу — это не инициатива телефонных компаний, подчеркивает начальник управления по связям с общественностью МГТС Екатерина Хаустова. “Мы представили ФСТ показатели своих расходов и доходов, а служба на основании методики, утвержденной Минюстом, разработала тарифы”, — уточняет она.

По словам юриста московской коллегии адвокатов “Николаев и партнеры” Петра Домбровицкого, получив обращение Союза потребителей, Генпрокуратура обязана в месячный срок провести проверку обоснованности решения ФСТ и после этого либо опротестовать это решение, либо отказать союзу в удовлетворении жалобы. Домбровицкий считает вполне вероятным, что решение ФСТ будет опротестовано.

Ведомости