Минфин обобщил и опубликовал результаты общественного обсуждения законопроекта об отмене аудиторской тайны.

Как ни странно, из свежеопубликованного документа следует, что общественное обсуждение было очень неактивным и довольно лояльным к законопроекту.

Так, сводная таблица результатов обсуждения содержит всего 3 пункта. И ни в одном не упоминается тех предложений и аргументов против законопроекта как такового, которые, к примеру, были направлены со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. В частности, о том, что попытка Минфина прикрыться требованиями ОЭСР выглядит неубедительно, а сами требования законопроекта противоречат принципам профессиональной этики аудиторов.

Напомним, законопроект состоит из двух статей. Во-первых, из списка табу при проведении налогового контроля (п. 4 ст. 82 НК) ведомство намеревалось убрать сведения, составляющие аудиторскую тайну.

Во-вторых, в статью 9 "Аудиторская тайна" закона об аудиторской деятельности планируется ввести абзац:

"Составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании прочих услуг, предусмотренных пунктами 1-5 и 8 части 7 статьи 1 настоящего Федерального закона, представляются без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались такие услуги, в налоговые органы РФ по их требованиям, направляемым в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ".

Услуги, предусмотренные пунктами 1-5 и 8 части 7 статьи 1 - это прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: ведение бухучета, налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование, представление интересов налогоплательщиков в суде и другое.

И, опять же, как ни странно, Минфин согласился с одним из предложений - убрать статью 1 законопроекта. Ту, которой вносится поправка в п. 4 ст. 82 НК. Таким образом, по-прежнему при осуществлении налогового контроля будут не допускаться "сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике ... полученной ...в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну".

Относительно второй статьи законопроекта Минфин стоит на своем - с предлагаемыми правками не соглашается. В частности, отклонено предложение четко определить:
а) характер предоставляемой в налоговый орган информации,
б) перечень должностных лиц, уполномоченных запрашивать информацию,
в) ограничение объема и содержания предоставляемой информации рамками обязательств РФ по международным договорам.

На это ведомство ответило в том духе, что данные вещи регулируются НК. Иными словами, налоговики сами знают, подписи каких лиц должны присутствовать в запросах и какую информацию и какие документы они вправе запрашивать. Тут работает норма статьи 93.1 НК: "должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать ... у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика ..., эти документы (информацию)". В общем, чем "лица" располагают, то налоговики и истребуют.

Третье предложение "общественности" звучит так: "установить срок хранения аудитором документов, полученных от клиента, и документов, созданных в результате оказания услуг, предусмотренных пунктами 1-5, 8 части 7 статьи 1 закона "Об аудиторской деятельности". С этим мнением Минфин согласился.

Речь, опять же, о документах, полученных (или составленных) аудитором при оказании "прочих" услуг. Не исключено, что этот пункт появился в результате намека, прозвучавшего со стороны СРО, на то, что отсутствие запрета уничтожения аудиторами документов, относящихся к клиенту, делает законопроект бессмысленным.