Разработан законопроект, отменяющий аудиторскую тайну. Налоговые органы смогут запрашивать информацию о клиентах аудиторских фирм.

Минфин опубликовал на своем сайте законопроект "О внесении изменений в статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". 

Из списка табу при проведении налогового контроля (п. 4 ст. 82 НК РФ) ведомство намеревается убрать сведения, составляющие аудиторскую тайну. Кроме того, в статью 9 "Аудиторская тайна" закона об аудиторской деятельности планируется ввести абзац:

"Составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании прочих услуг, предусмотренных пунктами 1-5 и 8 части 7 статьи 1 настоящего Федерального закона, представляются без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались такие услуги, в налоговые органы РФ по их требованиям, направляемым в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ".

Услуги, предусмотренные пунктами 1-5 и 8 части 7 статьи 1 - это прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: ведение бухучета, налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование, представление интересов налогоплательщиков в суде и другое. Получается, что аудитор, защищающий налогоплательщика в суде, одновременно будет обязан передавать налоговикам информацию о клиенте.

В пояснительной записке к законопроекту говорится: "Доступ налоговых органов к указанным сведениям и документам обеспечит совершенствование процедур налогового администрирования, возможность использования дополнительных источников информации для выявления налоговых правонарушений, борьбы с уклонением от налогов и финансовыми мошенничествами. Кроме того, снятие режима аудиторской тайны обеспечит исполнение налоговыми органами обязательств по предоставлению информации по запросам уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Законопроект направлен, среди прочего, на реализацию рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения и отвечает международному опыту взаимодействия аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и налоговых органов. ... В случае непринятия законопроекта Российской Федерацией не будут выполнены рекомендации ОЭСР по обеспечению в налоговых целях доступа к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну. Это, в свою очередь, может повлечь негативные последствия для РФ в процессе присоединения к ОЭСР".

Авторы законопроекта отмечают, что его принятие не отразится ни на расходной части бюджетной системы РФ, ни на расходах клиентов, пользующихся услугами консалтинга. То есть Правительство видит лишь одни плюсы.

Попытки задействовать аудиторов в качестве поставщиков информации для контролирующих органов предпринимаются не впервые. Однако более ранние законопроекты Минфина касались только обязанности сообщать информацию о клиентах финансовой сферы в соответствующие надзорные органы, включая ЦБ, при проведении аудита отчетности. На данный момент, правда, и эта инициатива еще не воплотилась в законодательство.

Отмена аудиторской тайны, по нашему мнению, негативно скажется на репутации аудиторской профессии, снизит профессиональный статус аудитора. Наличие аудиторской тайны, в том числе как важного элемента профессиональной этики, никогда не было преградой для расследования финансовых преступлений. Определенные вопросы вызывает и сам текст законопроекта. Почему возможность запрашивать информацию распространили только на сопутствующие услуги, но не на сам аудит, более ценный в качестве источника информации, чем, например, составление бизнес-планов? Как соотносится возможность защищать налогоплательщика в суде с необходимость предоставлять информацию о нем? Какую информацию налоговые органы собираются получать от аудиторов, которую нельзя получить у самого клиента (видимо, результаты внутренней аналитической работы аудитора)?

До 25 апреля 2013 Минфин принимает предложения с целью общественного обсуждения данного проекта. Отправить свое мнение можно по электронной почте: p1033_ce@minfin.ru; либо по адресу: 109097, ул. Ильинка, 9.

Мы предлагаем нашим читателям (как аудиторам, так и бухгалтерам, предпринимателям) высказывать свою позицию по поводу законопроекта, отправив письмо по указанному адресу. Кроме того, чтобы все голоса были услышаны, предлагаем продублировать письмо в комментарии под данной новостью.