Разработан законопроект, отменяющий аудиторскую тайну. Налоговые органы смогут запрашивать информацию о клиентах аудиторских фирм.
Минфин опубликовал на своем сайте законопроект "О внесении изменений в статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Из списка табу при проведении налогового контроля (п. 4 ст. 82 НК РФ) ведомство намеревается убрать сведения, составляющие аудиторскую тайну. Кроме того, в статью 9 "Аудиторская тайна" закона об аудиторской деятельности планируется ввести абзац:
"Составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании прочих услуг, предусмотренных пунктами 1-5 и 8 части 7 статьи 1 настоящего Федерального закона, представляются без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались такие услуги, в налоговые органы РФ по их требованиям, направляемым в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ".
Услуги, предусмотренные пунктами 1-5 и 8 части 7 статьи 1 - это прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: ведение бухучета, налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование, представление интересов налогоплательщиков в суде и другое. Получается, что аудитор, защищающий налогоплательщика в суде, одновременно будет обязан передавать налоговикам информацию о клиенте.
В пояснительной записке к законопроекту говорится: "Доступ налоговых органов к указанным сведениям и документам обеспечит совершенствование процедур налогового администрирования, возможность использования дополнительных источников информации для выявления налоговых правонарушений, борьбы с уклонением от налогов и финансовыми мошенничествами. Кроме того, снятие режима аудиторской тайны обеспечит исполнение налоговыми органами обязательств по предоставлению информации по запросам уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Законопроект направлен, среди прочего, на реализацию рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения и отвечает международному опыту взаимодействия аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и налоговых органов. ... В случае непринятия законопроекта Российской Федерацией не будут выполнены рекомендации ОЭСР по обеспечению в налоговых целях доступа к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну. Это, в свою очередь, может повлечь негативные последствия для РФ в процессе присоединения к ОЭСР".
Авторы законопроекта отмечают, что его принятие не отразится ни на расходной части бюджетной системы РФ, ни на расходах клиентов, пользующихся услугами консалтинга. То есть Правительство видит лишь одни плюсы.
Попытки задействовать аудиторов в качестве поставщиков информации для контролирующих органов предпринимаются не впервые. Однако более ранние законопроекты Минфина касались только обязанности сообщать информацию о клиентах финансовой сферы в соответствующие надзорные органы, включая ЦБ, при проведении аудита отчетности. На данный момент, правда, и эта инициатива еще не воплотилась в законодательство.
Отмена аудиторской тайны, по нашему мнению, негативно скажется на репутации аудиторской профессии, снизит профессиональный статус аудитора. Наличие аудиторской тайны, в том числе как важного элемента профессиональной этики, никогда не было преградой для расследования финансовых преступлений. Определенные вопросы вызывает и сам текст законопроекта. Почему возможность запрашивать информацию распространили только на сопутствующие услуги, но не на сам аудит, более ценный в качестве источника информации, чем, например, составление бизнес-планов? Как соотносится возможность защищать налогоплательщика в суде с необходимость предоставлять информацию о нем? Какую информацию налоговые органы собираются получать от аудиторов, которую нельзя получить у самого клиента (видимо, результаты внутренней аналитической работы аудитора)?
До 25 апреля 2013 Минфин принимает предложения с целью общественного обсуждения данного проекта. Отправить свое мнение можно по электронной почте: p1033_ce@minfin.ru; либо по адресу: 109097, ул. Ильинка, 9.
Мы предлагаем нашим читателям (как аудиторам, так и бухгалтерам, предпринимателям) высказывать свою позицию по поводу законопроекта, отправив письмо по указанному адресу. Кроме того, чтобы все голоса были услышаны, предлагаем продублировать письмо в комментарии под данной новостью.
В дверь не пускают, так они войдут в окно...
Вот уже и "Коммерсантъ" потеме пишет .
Аудиторская тайна - это только тайна для аудиторов
Сведения, составляющие аудиторскую тайну, могут быть получены только по решению суда.
а клиенты, не разбирающиеся во внутренней аудиторской кухне, и не знающие, берутся ли в расчет электронные письма, и не пишутся ли их телефонные разговоры, будут тупо бояться лишнее слово сказать аудитору. в итоге или вообще перестанут обращаться за консультациями, или весь консалтинг переместится в сауны, ну или в рестораны, такие, где музыка играет погромче, чтоб ничего не прослушивалось и не записывалось
а после этого под эгидой ФНС и налоговых управлений начнет развиваться "налоговое консультирование", с идеей которого фискалы давно носятся, но которая до сих пор была бессмысленной. в общем, все это попытка большого масштабного рейдерства со стороны государства
Вот умники в Минфине сидят! Не удивило нисколько...Теперь тупо будут взыскивать с налогоплательщика по данным аудиторов, ДАНЬ за ДЕНЬГИ самого налогоплательщика! Только вдуматься, как круто придумано. Но что то мне подсказывает, что вся эта ЛАБУДА предложена самим аудиторским сообществом на самом верху. Они уже давно с Минфином один каравай закусывают... 4БИГ сама за Минфин такие малявы пишет. Это четко прослеживается по ходу процесса.
Но что то мне подсказывает, что вся эта ЛАБУДА предложена самим аудиторским сообществом на самом верху. Они уже давно с Минфином один каравай закусывают..
а от Бигов и Топов их клиент никуда не денется - там все связано по рукам и ногам.
Отличные комментарии, их нужно обязательно продублировать по электронной почте: p1033_ce@minfin.ru; либо по адресу: 109097, ул. Ильинка, 9.
Надо уходить из аудита, чтобы не остаться на улице. С такими новшествами, чувствую, развалится все в скором времени((( то ЕАК, то ИФНС с Минфином.....
Так вот мелкими шажками и выхолостят всю суть аудиторской профессии. Аудитора превращают в доносчика, а это уже совсем другая сфера деятельности.
С другой стороны, ситуация не столь плачевная. На практике все будет по-старому. Налоговики должны запрашивать конкретные документы, а в случае с доп. услугами это проблематично. Здесь большой плюс, что сам аудит вывели из под удара.
кстати, из статьи 90 "Участие свидетеля" среди лиц, которых налоговики не вправе допрашивать, аудитор остается. и то хорошо)
зато о проверяемом налогоплательщике истребовать могут не только документы, но и "информацию":
"Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию)."
в судах по налоговым делам среди доказательств, бывает, встречаются и записи телефонных разговоров, и электронные письма, так что запросить налоговики у аудиторов смогут что им фантазия подскажет. Другой вопрос, дадут ли им это аудиторы
Уважаемые коллеги! Много можно спорить о происходящем и мнения будут разные. Полагаю, что с одним согласятся все - сам факт отмены аудиторской тайны нанесет определенный ущерб аудиту в России, польза же весьма сомнительна.
А давайте уж заодно отменим адвокатскую тайну, да чего уж там - докторская тайна тоже очень вредной представляется.
То что отечественный аудит власть предержащим не нужен, уже давно не является тайной.
Ну Мишустин... Мало им было запрашивать отчеты при проверке как итог исполнения договора. Надо законодательно потащить.
Такой аудитор, который закладывает своих клиентов, точно будет без работы, его даже не возьмут на работу в налоговую: там тоже не всё чисто.
да здравствует снова 1937 год…..
Один из последних гвоздей в крышку гроба Российского аудита. Если зарубежные сети еще попытаются "отмазаться" от такого запроса то мелких и средних он точно накроет, если узнают клиенты круг "аудируемых" лиц еще на 40% сократится.....короче точно пора БЕЖАТЬ с профессии (хитрые давно удрали)
Бред сивой кабылы. Каждый должен есть свой хлеб., а не выезжать на чужом горбе.
вообще то законопроект пустой. аргумент один- какую дополнительную информацию в целях налогового контроля может дать аудитор налоговой по своему клиенту, которую налоговая не может получить самостоятельно у клиента аудитора? ответ- никакой. вот и все.
какую дополнительную информацию в целях налогового контроля может дать аудитор налоговой по своему клиенту, которую налоговая не может получить самостоятельно у клиента аудитора? ответ- никакой.
я имел в виду возможность его прохождения в госдуме. когда будут обсуждать на профильном комитете возникнет (во всяком случае должен возникнуть) вопрос- а зачем? ну и вот. оказывается не за чем...
вопрос- а зачем?
Как эксперт - отзыв в МФ отправил.
Ест-но - отрицательный.
С большой вероятностью данное дополнение к законам проталкивают налоговые органы. Ни для кого не секрет низкая квалификация налоговых инспекторов. Они и не хотят и не могут работать. Скоро они захотят, чтобы аудиторы к ним сразу пересылали свои отчеты и по аудиту и по консультациям.
Здравствуйте, коллеги! Дублирую письмо, которое отправляю в Минфин.
ПОЧЕМУ я как аудитор должна работать на налоговые органы ?