Арендатор задолжал арендодателю. Тот, в свою очередь уведомил контрагента о расторжении договора, и, по причине отсутствие реакции на это арендодателя, вскрыл помещение, освободил его от имущества контрагента, принял имущество по одностороннему акту на ответственное хранение. До момента его утилизации / приема на собственный баланс организация начисляла в учете плату за его хранение по действующим в организации расценкам. Арендная плата начислялась до даты вскрытия помещения и освобождения его от имущества контрагента. Возврат помещения из аренды оформлен односторонним актом возврата помещения из аренды, подписанным арендодателем на дату вскрытия помещения. Срок исковой давности истек, контрагент ликвидирован.

В письме от 08.04.13 № 03-03-06/1/11347 Минфин сообщил, что в целя главы 25 НК безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются, среди прочего, долги, по которым истек срок исковой давности, и долги, по которым обязательство прекращено вследствие ликвидации организации.

Документами, подтверждающими факт возникновения дебиторской задолженности, могут быть любые первичные документы о совершении хозяйственной операции, в результате которой образовался долг контрагента перед налогоплательщиком (накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и др.).

Согласно абзацу второму статьи 622 Гражданского кодекса РФ, если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.

Для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности необходимо документальное подтверждение возникновения задолженности, а также истечения срока исковой давности, резюмировал Минфин.