Об этом шел разговор на очередном третьем заседании Рабочей группы по вопросам электронного документооборота при Экспертном совете ТПП России по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, которое состоялось 29 января 2013 года в Торгово-промышленной палате России.

Основные задачи Рабочей группы – выявлять и обобщать проблемы, связанные с внедрением электронного документооборота и способствовать их практическому решению.

Собравшихся приветствовал Председатель Рабочей группы, Председатель Совета Директоров компании "Такском" Александр Рубенович Меликджанян. Он отметил, что электронный документооборот – это уход от затрат, избавление от ошибок, безопасность и конфиденциальность! Крупный бизнес это понимает. У него большая мотивация, он сразу видит реальные выгоды и экономию. Что касается малого и среднего бизнеса, то этот сегмент вовлекается в электронную эру, практические бесплатно, например, благодаря встроенному в функционалу "1С-Такском".

Состоялся живой обмен мнениями, деловой разговор о самых насущных проблемах, тормозящих развитие электронного документооборота.

Любая компания может выступить и в роли продавца, и в роли покупателя. Вот почему вопрос электронных счетов-фактур вызвал оживленное обсуждение у присутствующих. Что такое счет-фактура: документ налогового контроля или первичка? Представители ФНС России, бизнес-сообщества, эксперты компании "Такском" единодушно пришли к выводу, что счет-фактура становится полноценным первичным документом.

О проблемах, с которыми сталкиваются авиаперевозчики, рассказала в своем выступлении "Электронный документооборот – факторы принятия решений" заместитель главного бухгалтера ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии" Ирина Николаева. Она назвала проблемы, препятствующие полноценному внедрению электронного документооборота, характерные как для авиаперевозчиков (в частности, изменение НДС в зависимости от маршрута), так и для других компаний (например, работа через агентов).

Представитель авиации рассказала о том, как сегодня Аэрофлот взаимодействует со своими посредниками по выставлению счетов-фактур и внесла ряд предложений по организации контрольных мероприятий со стороны налоговых органов. Одно из предложений касалось непосредственно формата электронного счета-фактуры и внесения в него отдельных строк и граф. По её мнению, "камнем преткновения" на пути к электронному документообороту являются проблемы идеологические (как правило, с ними сталкиваются компании с непрерывным циклом продаж) и технологические (в частности, необходимость отправки подтверждения получения электронного счета-фактуры), другие неурегулированные вопросы (например, как избежать распечатки неформализованных документов).

"Группа компаний "HeadHunter" оказывает услуги удаленно и виртуально", – сказала в своем выступлении главный бухгалтер группы компаний "HeadHunter" Елена Плетнева, что создает дополнительные особенности учета таких операций. Она предложила продлить срок выставления и приема счета-фактуры, подчеркнув, что сегодня получение документа в электронном виде от контрагента, датированного последним днем отчетного периода – это потери в денежном аспекте. Многие крупные компании с определенными видами деятельности, например, рекламные услуги, посредническая деятельность, авиа- и железнодорожные перевозки, интернет-услуги, испытывают трудности в соблюдении сроков выставления счетов-фактур в течение 5 календарных дней и получении подтверждения принятого электронного счета-фактуры в течение суток от контрагента. Если для малого и среднего бизнеса – это приемлемый срок, то для крупного – этого недостаточно. Кроме того, в рамках стимулирования перехода на электронный документооборот нужно отказаться от дублирования документов. Электронный документооборот требует совершенно новых подходов, изменения бизнес-процессов, сознания. Нужно усвоить, что оригиналом является электронный файл, а всё, что распечатывается – это копия.

На необходимость преодолевать стереотипы в работе с электронными документами обратил внимание руководитель направления "Обмен электронными документами" фирмы "1С" Максим Еременко. Далеко не всегда электронный формат является точной копией бумажной формы. И к этому просто нужно привыкнуть.

Александр Рубенович Меликджанян сообщил, что в настоящее время разработан проект дорожной карты "Совершенствование налогового администрирования", размещенный на сайте Агентства стратегических инициатив. Отдельного внимания в этой карте заслуживает раздел "НДС и электронный документооборот", в который включены предложения по упрощению учета и отчетности и стимулированию электронного документооборота в жизнедеятельности организаций. В частности, предлагается оформлять единый отгрузочный документ на базе счета-фактуры (вместо Акта и Торг-12). Требуется законодательно закрепить право на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным до срока представления декларации по НДС (до 20-го числа). Надо предусмотреть особый упрощенный порядок выставления счетов-фактур по посредническим операциям. Нужно разрешить организациям оформлять сводный корректирующий счет-фактуру по итогам месяца. Необходимо разрешить хранить документы в электронном виде и переводить бумажные архивы в электронный вид. Следует разработать план мероприятий по стимулированию перехода на электронный документооборот, отменить обязательное ведение журнала регистрации выставленных и полученных счетов-фактур, если эта информация дублируется в книге покупок и продаж, а также внести в Налоговый кодекс норму, аналогичную требованиям к счетам-фактурам о том, что ошибки в первичных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав не являются основанием для отказа в признании расходов, понесенных налогоплательщиком.

Отрадно, что большинство этих предложений, озвученные на заседаниях Рабочей группы, легли в основу этого раздела дорожной карты.

На заседании был анонсирован сайт Рабочей группы по электронному документообороту (http://edottp.ru/), где любой желающий может задать вопрос и получить профессиональный ответ.

"Европа начала процесс внедрения электронного документооборота уже 12 лет назад, – отметил Александр Рубенович Меликджанян, сравнивая темпы роста в Европе и России.  - В Европе электронный документооборот используют 6,7 млн организаций. И если доля проникновения ЭДО в 2013 году там прогнозируется на уровне 23%, то к 2017 году она должны вырасти до 50% (с учетом того, что электронный документооборот с государственными органами является в ряде стран ЕС обязательным). У нас на сегодняшний день достаточно высокая степень проникновения (10 000 участников – по данным ФНС) и прирост будет значительно опережать темпы роста в Европе. Так что поле деятельности весьма широкое".

"Газели и КамАЗы документов уже невозможно эффективно обрабатывать и очень затратно их хранить", – подтвердил начальник отдела мониторинга Управления налогообложения ФНС России Александр Валерьевич Егоричев. Он отметил, что налоговая служба активно двигается в направлении расширения применения электронного документооборота. Сейчас подготовлен проект изменений в статью 165 НК РФ в части упрощения процедуры подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС и представления необходимых документов в электронной форме. Налоговая служба всегда открыта для обсуждения законотворческих инициатив и предложений. Егоричев А.В. сообщил, что проект изменений размещен на Интернет-сайте ФНС России и пригласил бизнес-сообщество принять активное участие в обсуждении.

Участники сошлись во мнении, что электронный документооборот удобен и организациям, и контролирующим органам. Это именно тот случай, когда интересы полностью совпадают. Бизнесу нужна экономия времени и ресурсов, а контролирующим органам – удобство в работе.