Пенсионный фонд и Минтруда разработали стратегию реформирования пенсионной системы
- Проект Стратегии пенсионной реформы подготовлен и разослан в заинтересованные ведомства, которые должны в ближайшее время написать свои заключения, рассказали замминистра труда Андрей Пудов и председатель правления Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. До 15 сентября (дата представления стратегии в правительство) должен быть найден компромисс по всем вопросам, по которым сейчас имеются «развилки», в том числе по накопительной части. В начале октября стратегия должна быть представлена президенту.
Как рассказал Андрей Пудов, главные цели стратегии — гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. Основные задачи: размер трудовой пенсии должен быть не менее 40% от зарплаты человека (сейчас коэффициент замещения — 37%), размер пенсионных выплат — не менее 2,5-3 прожиточных минимума пенсионера.
Страховой маневр
Разработчики стратегии от Минтруда и ПФР подчеркнули, что отменять накопительную часть трудовой пенсии никто никогда не собирался, напротив, необходимо ее развивать.
Однако по тому, что именно делать с накопительным компонентом пенсии, консенсус на сегодняшний день не достигнут. Накопительный компонент по-прежнему рассматривается Минтруда как основной ресурс для частичного покрытия дефицита ПФР.
Как рассказали представители ПФР, перед ними была поставлена задача — пенсионный возраст, как и нагрузку на бизнес, не повышать. Поэтому для снижения собственного дефицита Пенсионный фонд вынужден «искать ресурсы внутри системы». Вариантов руководство Минтруда и ПФР видит только два: либо, как предлагает Минфин, снизить индексации пенсий и социальных пособий (экономия от этого составит 0,5 трлн рублей к 2015 году), либо, как предлагает Минтруда, провести так называемый страховой маневр.
Суть страхового маневра, который предложен в стратегии, в том, чтобы временно (на три года) перераспределить часть тарифа страховых взносов с накопительной части пенсии в пользу страховой части (сейчас на накопительную часть отчисляется 6% от фонда оплаты труда). С процентным соотношением этого перераспределения в Минтруда пока не определились. Предполагается, что за это время, ориентировочно к 2016 году, люди должны будут решить, в какой системе остаться — солидарной или накопительной (либо полностью свои 6% направить на накопительную часть, либо оставить их в солидарной системе). Тем, кто верит в накопительную систему, Минтруда хочет предложить еще плюс 2% от зарплаты направлять на формирование накоплений (добровольно или обязательно это будет, пока не решено). Как считает Антон Дроздов, по умолчанию людей надо оставить в солидарной системе.
По словам Дроздова, основной аргумент в пользу страхового маневра в том, что в ближайшие 20 лет основным источником пенсионного обеспечения будет солидарная составляющая, а накопительная начнет давать какой-то серьезный коэффициент замещения только к 2035 году. Но с Минфином пока по этому вопросу не договорились.
Тариф для самозанятых увеличат
Среди вопросов, по которым был достигнут консенсус в рамках рабочей группы, Антон Дроздов назвал предложение сохранить действующие тарифы страховых взносов (на уровне 22%), не увеличивать нагрузку на бизнес, двукратно в 2013 году увеличить тариф для самозанятого населения — по мнению ПФР, этих людей нужно поэтапно вводить в систему на общих основаниях.
Предлагается также постепенно вводить тариф на рабочие места для работодателей, имеющих вредные производства: 2-4% с 2013 года с увеличением до 5-9% к 2015 году. В следующем году предполагается принять закон, который выведет некоторые специальности из списка вредных. Работникам будут предлагаться системы корпоративного страхования. У медицинских и педагогических работников, имеющих стаж, сохранится право на досрочные пенсии, а для вновь входящих в систему будет поэтапно повышаться срок этого стажа.
Проблема дефицита ПФР решится, остальные — нет
Участники пенсионного рынка стратегию не оценили.
- Эти предложения в основном направлены на решение одной задачи — покрытие
дефицита бюджета ПФР. При этом интересы будущих пенсионеров в учет не идут
— вопрос сохранения обязательного характера накопительной части пенсии
остается открытым. Однако пока это только предложения, и они требуют проработки и общественной дискуссии, — говорит президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.
Он отмечает, что на рабочей группе не было выработано консолидированной позиции.
— Концепция решает сиюминутную задачу и не решает стратегическую — что будет дальше с пенсиями. Возникает ощущение, что страховой маневр — это обман, накопительную систему надо модернизировать безо всяких маневров, — говорит гендиректор управляющей компании «КапиталЪ» Вадим Сосков.
По словам Соскова, если по умолчанию оставить людей в солидарной системе, то это означает схлопывание накопительной части, так как людей заново заставят выбирать накопительную систему. «Если обязать выбравших накопительную систему отчислять еще плюс 2% на накопительную часть с зарплаты, то это станет для них наказанием. А если эту меру сделать добровольной, то должны быть установлены налоговые льготы для этих людей (уменьшение подоходного налога как минимум на 2%), иначе это станет оброком для тех, кто, несмотря ни на что, выбрал накопительную систему», — отмечает он.
— В этих предложениях по-прежнему просматривается стремление быстро потратить ресурсы накопительной системы. Так и не объясняется, как власти будут рассчитываться с будущими пенсионерами, которые будут получать пенсию в более тяжелой демографической ситуации, — отмечает президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев.
Не исключено, что принятие основных решений по пенсионной реформе все-таки будет отложено. У источника «Известий» в одном из заинтересованных ведомств есть сомнения, что к 1 октября стратегия будет представлена президенту.