Организация заверила Книгу учета доходов и расходов на бумаге до начала 2010 года. Однако в прошлом году деятельности никакой не вела и Книгу не заполняла. Вправе ли она сейчас, в 2011 использовать в работе данную Книгу учета, поскольку начала вести деятельность?

Нет, к сожалению, так поступить не получится, отмечают редакторы-эксперты журнала «Упрощенка».

Согласно статье 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (утв. приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н). Книгу учета разрешается вести на бумажном носителе или в электронном виде. Об этом сказано в пункте 1.4 Порядка заполнения, утвержденного этим же приказом.

В обоих случаях Книга оформляется одинаково, только «бумажную» версию заверяют в налоговой инспекции до начала налогового периода, то есть до внесения записей о доходах и расходах, а распечатку «электронной» Книги учета заверяют по окончании налогового периода.

Согласно пункту 1.5 Порядка заполнения Книга учета должна быть прошнурована и пронумерована. Кроме того, на последней странице пронумерованной и прошнурованной Книги учета нужно указать количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии). Также свою подпись и печать на последней странице ставит должностное лицо налогового органа до начала ведения Книги.

При этом в пункте 1.1 Порядка заполнения сказано, что в Книге отражаются хозяйственные операции за (отчетный) налоговый период. Значит, вписывать в Книгу операции за прошлый налоговый период недопустимо, то есть на каждый период должны быть своя Книга. Отметим, что за отсутствие регистров налогового учета установлена налоговая ответственность по статье 120 НК РФ.Отсутствие регистров налогового учета приравнивается к грубым нарушениям правил учета доходов и расходов. Таким образом, на 2011 год вам необходимо завести новую Книгу учета доходов и расходов, а Книга за 2010 год так и останется незаполненной. Это подтвердит отсутствие доходов и расходов в 2010 году.