Компания вправе учесть в расходах всю сумму компенсации, которую выплатила контрагенту за досрочное расторжение договора. Так решил Президиум ВАС РФ 9 марта.
ОАО «Северсталь» досрочно расторгло договор с управляющей компанией. При этом стороны заключили соглашение, по которому ОАО «Северсталь» выплатило 190 млн рублей компенсации. В эту сумму управляющая компания включила в том числе суммы, предназначные работникам, – 90 процентов из них были уволены и с ними надо было рассчитаться за неиспользованные отпуска, выдать премии и т. д. Сумму компенсации ОАО «Северсталь» списало в расходы.
При проверке инспекторы из 190 млн рублей расходов признали только 70 млн. Остальные посчитали экономически не оправданными затратами и доначислили 34 млн рублей налога на прибыль. Аргументы были следующими. Заказчик может отказаться от исполнения договора, если возместит подрядчику фактически понесенные расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ). А премии по итогам года, который на момент расторжения договора еще не закончился, и компенсации за неиспользованные отпуска – это не фактически понесенные расходы. «Северсталь» обратилась в суд, и дело дошло до ВАС РФ.
Судьи решили спор в пользу компании. Статья 782 ГК РФ под фактически понесенными расходами понимает не только расходы, которые были произведены исполнителем до расторжения договора, но и затраты, связанные с исполнением обязательств перед третьими лицами (сотрудниками). Более того, в соглашении стороны вправе предусмотреть компенсацию не только фактически понесенных расходов, но и любых убытков, возникающих в связи с расторжением договора.