2010 год был непростым как для бухгалтеров России, так и для разработчиков крупнейшей системы электронной отчетности. Серьезные изменения в законодательстве, новые виды и формы отчетности, экстремально высокие нагрузки на систему «Контур-Экстерн» и большое количество обращений в call-центр. Что предпринималось для решения возникавших проблем? Могут ли они повториться в будущем? Удается ли при этом развивать систему, добавляя привлекательный для бухгалтера функционал?

В минувшем году система «Контур-Экстерн» столкнулась с большим количеством проблем, обусловленных ростом абонентской базы. Уже в конце 2009 года количество клиентов компании превысило 1 млн. При этом «Контур-Экстерн» по-прежнему работает по принципу «тонкого клиента», который предполагает размещение основного программного обеспечения на сервере спецоператора. В пиковые дни отчетности нагрузка на серверы многократно возрастает: одномоментно в системе может работать до 40 000 бухгалтеров. Значительное увеличение клиентской базы в 2010 году сделало очевидным тот факт, что для поддержания работоспособности системы необходимы существенные инфраструктурные изменения. Было реализовано обновление, обеспечившее "Контур-Экстерн" новый "запас прочности". Существенно увеличены серверные мощности. Расширен штат сотрудников техподдержки, отвечающих на вопросы клиентов: теперь абонентов консультируют более 200 операторов круглосуточного федерального call-центра и свыше 2000 специалистов сервисных центров по всей стране. Предпринятые шаги обеспечили более комфортную работу пользователей в системе, в том числе в последние дни и часы отчетности».

Помимо глобальной перестройки внутренней инфраструктуры «Контур-Экстерн», в минувшем году осуществлен ряд нововведений, благодаря которым функционал системы значительно расширился. Так, зимой 2010 года в веб-приложении «Контур-Экстерн» была реализована возможность отправки сведений в Пенсионный фонд; вскоре в рамках сервиса отчетности в ПФР появился сервис неформализованного документооборота с ПФР. В 2010 году в перечень контролирующих органов, в которые можно отчитаться через «Контур-Экстерн», вошел Фонд социального страхования: в апреле был реализован сервис, позволяющий подгрузить отчетность на приемный шлюз ФСС, а к полугодовой отчетности в «Контур-Экстерн» появилась возможность в веб-интерфейсе подготовить отправляемую в фонд форму 4-ФСС.

Значительные доработки системы связаны с переходом на новые методические рекомендации. Перед октябрьской отчетностью был существенно изменен интерфейс, чтобы переход на новую схему отчетности вызывал у налогоплательщиков как можно меньше неудобств. В конце ноября, как только приказ ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7−6/534@ вступил в силу, «Контур-Экстерн» начал работать в соответствии с новыми методическими рекомендациями: уже 22.11.2010 клиенты могли воспользоваться «Контур-Экстерн» для отправки отчетности по новым требованиям. Вместе с тем коренное изменение порядка документооборота требует не только реализации определенных программных решений, но и их длительной «обкатки».«Сейчас система продолжает дорабатываться, – рассказал менеджер продукта "Контур-Экстерн" Игорь Гольдберг. – Исправляются ошибки, устраняются нестыковки в программном обеспечении на стороне спецоператора и налоговых органов, реализуются важнейшие замечания и пожелания пользователей. Точка в этой работе пока не поставлена».

Преобразования в «Контур-Экстерн», осуществленные в 2010 году, были продиктованы не только внешними обстоятельствами – изменениями в законодательстве, но и стремлением разработчика системы сделать ее более удобной и полезной для абонентов. Так, более удобным для пользователей стал сервис «ЕГРЮЛ и ЕГРИП», в частности, появилась услуга «Мониторинг выписок», дающая клиенту возможность отслеживать изменения, касающиеся интересующих его контрагентов и конкурентов. Осуществлена интеграция системы «Контур-Экстерн» и справочно-правовой системы «Норматив»: теперь пользователи «Контур-Экстерн» могут из любого раздела или листа декларации вызывать справку «Нормативная база» и просматривать актуальные документы и комментарии экспертов по вопросам заполнения конкретной формы. Наконец, в системе появился сервис «Эксперт», позволяющий оценить риск налоговой проверки предприятия по критериям, утвержденным приказом ФНС.В ближайшее время абонентам будет предоставлен доступ к новому модулю сервиса, который предназначен для финансового анализа предприятия.

Подводя итоги 2010 года, можно сказать, что рост абонентской базы и возникшие на этой почве сложности стали толчком к преобразованию «Контур-Экстерн», которое давно назревало, и дальнейшему развитию системы. Компания СКБ Контур учится работать в новых условиях – оперативно и гибко реагировать на изменение ситуации, предлагая своим клиентам наиболее удобные варианты работы в определяемых законодательством условиях.