Если спросить представителя Инспекции дать легальное определение термину «фирма-однодневка», то он вряд ли найдет достойный ответ. Тем не менее, это словосочетание часто звучит в решениях, в актах проверок и в залах суда.

В очередном споре Инспекция решила, что контрагент предпринимателя является фирмой-однодневкой. Что навело проверяющих на эту мысль? Лицо, числящееся директором и гл. бухгалтером контрагента, отрицало свою причастность к деятельности последнего. После чего сделка с данным контрагентом по приобретению тканей была забракована инспекторами.

Одного этого доказательства суду показалось мало, для обвинений налогоплательщика в получении необоснованной выгоды. Интересно заметить, что суд сместил акценты. Он указал, что вся информация, необходимая для удостоверения рассматриваемых хозяйственных операций, доступна исполнительному органу общества из данных бухгалтерского и налогового учета, таким образом, имеет значение только наличие у генерального директора полномочий действовать от имени общества в момент совершения того или иного юридически значимого действия. При заключении договоров заявитель истребовал от партнера копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, что свидетельствует о проявлении им должной осмотрительности.

Постановление ФАС Московского округа от 2 декабря 2010 г. N КА-А40/14838-10.