Суд рассмотрел следующую ситуацию. Фирмы, располагающиеся по одному адресу, имели одного учредителя, одну организационно-правовую форму, похожие названия («ЧОП-1», «ЧОП-2», «ЧОП-3» и т. д.), а также применяли идентичный специальный налоговый режим (упрощенную систему налогообложения).

Кроме того, директор, бухгалтер и прочие работники выполняли свои обязанности сразу во всех организациях на условиях совместительства. Персонал также у каждой из фирм был принят на работу и учитывался самостоятельно при определении возможности применения УСН. Налоговые инспекторы доначислили организациям налоги по общей системе налогообложения, посчитав, что имело место искусственное разделение активов и численности работников. Однако арбитры решили, что совокупности названных признаков недостаточно для признания факта дробления бизнеса в целях ухода от налогов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.10.2010 по делу № А27-22399/2009).

Главный довод суда следующий. Налоговые инспекторы не доказали, что деятельность организаций направлена исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды и не связана с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.