В Государственную Думу внесен законопроект о поправках в Гражданский кодекс РФ, направленных на совершенствование регулирования подрядных правоотношений, сообщается в материалах палаты.

Автором проекта федерального закона № 442730-5 "О внесении изменений в статьи 709 и 744 главы 37 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации выступил депутат Госдумы А. Губкин.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, им предлагается внести изменения в статьи Гражданского кодекса в целях обеспечения возможности сторонам договора подряда установления цен работ без права требования любой из сторон изменения установленной ими твердой цены, в том числе, в случае увеличения сметной стоимости работ, при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.

Также законопроектом предлагается конкретизировать условия, при которых подрядчик вправе требовать возмещения дополнительных расходов, понесенных им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации.

Кроме того, императивные нормы законодательства, устанавливающие правила ценообразования и лишающие стороны договора строительного подряда возможности защитить соответствующими условиями договора свои интересы при установлении твердой цены, предлагается сделать диспозитивными, предоставляя сторонам больше свободы в определении условий договоров.

Необходимость внесения указанных изменений обусловлена тем, что в рамках действующего законодательства, провозглашенная общими нормами Гражданского Кодекса РФ возможность установить в договоре подряда твердую цену работ не действует в части регулирования отношений строительного подряда в связи со следующим:

1) специальные императивные нормы Гражданского кодекса, регулирующие отношения строительного подряда, устанавливают правило, предоставляющее подрядчику право требовать увеличения цены работ;

2) поскольку иное не указано в Гражданском кодексе и не может быть установлено сторонами в договоре, вышеуказанное правило применимо, в том числе, к случаям, когда сторонами в договоре строительного подряда установлена твердая цена работ.

Ниже следует текст законопроекта:

" Статья 1
Внести в главу 37 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:
1) в статье 709:
а) в первом предложениие пункта 4 слово "(смета)" исключить;
б) во втором предложении абзаца первого пункта 5 после слова "подряда" дополнить словом "приблизительной";
в) в абзаце втором пункта 5 после слова "договоре" дополнить словом "приблизительной";

г) абзац второй пункта 6 изложить в следующей редакции:
"Твердая цена не подлежит изменению при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора".

д) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"Если иное не установлено в договоре, при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной приблизительной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст.451 настоящего Кодекса".

2) в статье 744:
а) в пункте 1 слово "Заказчик" заменить словами "Если иное не установлено законом или договором строительного подряда, заказчик";
б) в пункте 1 слова "указанной в смете общей стоимости строительства" заменить словами "согласованной цены работы";
в) в пункте 2 слова "на основе согласованной сторонами дополнительной сметы" заменить словами "на условиях, установленных договором";
г) в пункте 2 после слова "Внесение" дополнить словом "заказчиком";
д) в пункте 3 слово "Подрядчик" заменить словами "Если иное не установлено договором строительного подряда, подрядчик";
е) в пункте 3 слово "сметы" заменить словами "приблизительной цены работ";

ж) пункт 4 после слова "документации" дополнить словами ",в том случае, если разработка технической документации не осуществлялась подрядчиком и/или привлеченными подрядчиком третьими лицами";

з) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Подрядчик не вправе требовать пересмотра твердой цены работ".

Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования".