Минэкономразвития подготовило проект приказа об утверждении методики, которая устанавливает порядок проведения Федеральной налоговой службой анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта для установления наличия угрозы возникновения признаков банкротства заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога. Эксперты считают, что данные методические указания могут увеличить шансы предпринимателей получать рассрочку или отсрочку по уплате налогов.

Как пояснила Ольга Пономарева, управляющий партнер ГК "Содействия бизнес проектам", у налогоплательщиков есть право получать отсрочку или рассрочку по уплате налогов, однако на практике реализовывать это право предпринимателям трудно. "Как правило, по результатам выездной проверки налоговики насчитывают предпринимателям большую недоимку и требуют ее единовременной уплаты, таким образом, подводя бизнес налогоплательщика к банкротству, - рассказала эксперт. - В такой ситуации предприниматель обращается в налоговый орган за своим законным правом - получить отсрочку по выплате недоимки по налогам. Но обычно налоговики отказывают ему в этом по формальным причинам. Налогоплательщик, получив отказ, обращается в суд для обжалования действий налоговиков. Зачастую, налогоплательщик все равно сталкивается с процедурой банкротства, но в стенах Арбитражного суда предпринимателю проще утвердить мировое соглашение с налоговиками на условиях получения рассрочки по уплате налогов".

Данные методические указания, по мнению Ольги Пономаревой, могут увеличить шансы предпринимателей получать рассрочку или отсрочку по уплате налогов на понятных как для бизнеса, так и для налоговых органов условиях.

Дмитрий Шилов, юрист независимого аналитического агентства "Инвесткафе", добавляет, что каждый случай предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов по-своему уникален и может иметь не схожие с другими аналогичными случаями особенности. Что делать в этой ситуации налоговому органу, как принять единственно правильное и обоснованное решение? Ответ очевиден - установить единообразный с экономической точки зрения порядок принятия таких решений.

"Установлению такого унифицированного порядка и способствует проект данной методики, которая каких-либо отрицательных, негативных для бизнеса моментов не устанавливает, - считает эксперт. - Наоборот, нормативное регулирование принятия налоговыми органами правильных и обоснованных решений, основанных на всестороннем анализе финансового состояния хозяйствующего субъекта - налогоплательщика, способствует дальнейшему развитию цивилизованных отношений между бизнесом и государством в лице его налоговых органов".

Если бизнес от новой методики выиграет, то ФГУПам и МУПам, по мнению экспертов, станет жить сложнее.

Подобная инициатива, по словам Александра Айвазова, управляющего партнера ИГ "Норд-Капитал", значительным образом усложнит и так не простую жизнь государственным ФГУПам и МУПам. Большинство из них будет попадать в категории 3 и выше ввиду неэффективной системы управления и наличия обременяющих непрофильных активов в виде имущественных комплексов, не принимающих участие в расчете "показателей ликвидности". Сама методика, по мнению эксперта, выглядит весьма прогрессивно. "Инвест-банкиры пользуются похожей методикой для оценки одного из параметров инвестиционной привлекательности предприятий, - отметил Александр Айвазов. - Возможность проведения подобной оценки структурными подразделениями ФНС не вызывает больших сомнений, поскольку такой процесс довольно несложно автоматизируется. Другой вопрос: как дальше реагировать на индикативные признаки несостоятельности? Позволю подвергнуть сомнению эффективность реагирования налоговых служб на подобного рода индикативные признаки. Предполагаю, что подобная мера призвана бороться с т.н. фирмами-однодневками и "серыми" схемами финансирования, когда специально созданная компания нагружается долгами для финансирования проекта вместо инвестиций".