Вчера на совещании по программе модернизации здравоохранения министр Татьяна Голикова заявила, что принятие законопроекта об обязательном медицинском страховании (ОМС) необходимо перенести с начала сентября на начало октября. Это, по ее словам, даст возможность дополнительно синхронизировать документ с другими законопроектами в сфере здравоохранения, в частности «Об охране здоровья граждан» и «О защите прав пациентов».

Эксперты считают, что согласовать документ недостаточно. Чтобы население получило медуслуги по обязательному страхованию в полном объеме, законопроект нужно переписать, а главное – пересчитать, поскольку финансирование ОМС опять будет недостаточным.

По словам председателя комиссии по охране здоровья и экологии Общественной палаты РФ Евгения Ачкасова, «в тексте нового проекта об ОМС много «белых пятен», которые декларируют новые нормы, но не дают механизма их реализации». Эксперты рекомендуют авторам документа раскрыть скобки в терминах «страховой риск», «высокотехнологическая медицинская помощь», более четко изложить механизм медико-экономического контроля и экспертизы качества медпомощи, а также порядок поощрения страховых медицинских организаций. «Кроме того, необходимо представление критериев и механизмов оценки деятельности страховых медицинских организаций (СМО), на основании которых граждане смогут их выбирать. Остается неясным, в результате чего СМО будут заинтересованы в проведении профилактических мероприятий и в каком виде они будут участвовать в этом процессе», – говорится в заключении палаты.

Отмечается также опасность экономической заинтересованности СМО в плохой работе врачей, поскольку законопроект позволяет им увеличить свой доход за счет штрафов медицинских организаций при некачественном оказании помощи. И вообще эксперты считают, что документ «отходит от страховых принципов» в системе ОМС, поскольку «ни ответственности, ни обязанностей страховщика для Федерального фонда ОМС в законопроекте не описано». В частности, предусмотрена возможность возмещения расходов на оказание медпомощи «юридическими и физическими лицами, виновными в причинении вреда здоровью застрахованного лица, в досудебном порядке». Однако процедура и принципы такого возмещения не прописаны. Специалисты подчеркивают: из законопроекта не ясно, кем будут оплачиваться медицинские услуги, оказываемые «скорой помощью» лицам, у которых нет полисов ОМС. «Создается опасность неоказания соответствующей помощи или ее неоплаты данным лицам. Это необходимо доработать», – отмечают эксперты. Непонятна и процедура возмещения в досудебном порядке вреда здоровью застрахованного со стороны виновных физических и юридических лиц.

И, наконец, как это часто бывает, в системе не сходится «дебет с кредитом». Денег, как известно, во всем мире на медицину не хватает. Но у нас их не хватает даже на минимум медпомощи для всех россиян. «Отсутствует норма о том, что ставки страховых платежей должны устанавливаться в размерах, обеспечивающих выполнение программ ОМС и деятельность страховых медицинских организаций, – говорится в заключении ОП. – Покрытие обязательств по оплате медицинской помощи в случае недостатка финансовых средств у страховщиков предусмотрено за счет резервов территориальных фондов». Это, по мнению специалистов, никак не вяжется с тем, что объем страховых взносов в ОМС законодательно ограничен, а документ еще и предусматривает, что территориальные фонды могут отказать в предоставлении субвенции СМО «в случае нехватки поступлений в систему ОМС». Эксперты предупреждают: «Учитывая убыточный процесс формирования резервов, предусмотренный законопроектом для страховых медицинских организаций, они не смогут обеспечить финансирование всех медицинских учреждений, принимающих участие в реализации территориальной программы ОМС». Значит, опять закон будет, а должного финансирования – нет?

Любопытно и то, как государство планирует собирать с 2011 года дополнительные 2% страховых взносов в фонд ОМС, которые туда должны перечислять работодатели из фонда заработной платы. «Понятно, что бизнес не в восторге от такого нововведения, а поэтому государству следует ожидать сокращения фонда оплаты труда, – заявил «НИ» Михаил Горст, преподаватель кафедры экономического анализа организаций и рынков ГУ-ВШЭ. – Мы получим «шаг назад», когда работодатели часть зарплаты опять переведут «в тень». При этом вполне может оказаться, что вновь собираемые 5% в реальном выражении меньше прежних 3%».

К тому же не следует забывать, что совокупные отчисления на медицину – в пенсионный, социальный и страховой фонды – со следующего года будут повышены до 34% с сегодняшних 26. Это тоже повод для размышлений, считает г-н Горст. Ведь все медицинские отчисления касаются только определенного сегмента зарплат – а именно небольших. Те, кто получает до 415 тыс. руб. в год, платят 26% от зарплаты, а суммы, заработанные сверх этого уровня, обложению не подлежат. То есть бедные почему-то будут лечить богатых.

Эти опасения разделяет и консультант центра «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев. «C 2011 года в целом налоговая нагрузка на фонд оплаты труда вырастет на 8%. Это очень серьезное повышение, на которое неизбежна самая разнообразная в своих негативных проявлениях реакция предпринимателей. Вероятно, вернутся «конвертные» схемы оплаты труда. При переходе на них возможны трудовые конфликты, масштабные увольнения с набором менее оплачиваемых сотрудников. Социальная защищенность работников существенно снизится из-за снижения гарантированного размера зарплат», – отметил «НИ» эксперт.