В московские налоговые инспекции практически невозможно дозвониться, еще меньше вероятность получить квалифицированную консультацию. На дозвон в налоговую уходит несколько дней, горячие линии отвечают короткими гудками.

В московских налоговых инспекциях практически невозможно получить телефонную консультацию. Предпринимателям и налогоплательщикам — физическим лицам необходимо простаивать в очередях, но и это не гарантирует того, что проблемы будут урегулированы, жалуются сами предприниматели.

Корреспонденты Infox.ru обзвонили инспекции московских административных округов. В большинстве инспекций вообще не работает справочная служба и телефон доверия: телефоны либо не отвечают, либо постоянно заняты и автодозвон в течение рабочего дня не дает результатов.

В несколько инспекций удалось дозвониться: чтобы узнать о перечислении средств налогового вычета в инспекции № 26 (Южный АО) пришлось потратить на автодозвон рабочий день и следующее утро. За это время трубку брали менее десяти раз, но постоянно ссылались на отсутствие уполномоченного чиновника и просили перезвонить «через десять минут», следующие несколько часов телефон отвечал короткими гудками. «Сейчас время отпусков», — оправдывается сотрудник 26−й инспекции. Налоговики не берутся передавать запросы своим уполномоченным коллегам и не перезванивают: «У нас не оплачиваются звонки на мобильные, а звонить со своего номера 80 тысячам налогоплательщиков мы не будем», — отрезала представитель инспекции № 26.

В ИФНС № 14 заявили, что не знают, что такое возврат НДС, а по вопросам упрощенной системы налогообложения посоветовали обратиться к «своему налоговому инспектору».

Из опрошенных инспекций только в зеленоградской ИФНС № 35 согласились ответить на вопросы о сроках сдачи налоговых документов. «Более широких консультаций мы не даем», — призналась служащая инспекции.

Московский предприниматель Николай Хальченя убежден: решить вопрос в налоговой по телефону невозможно. «В инспекциях сразу говорят: приезжайте, решим все здесь. Но зачастую даже на месте ничего не решают. Легче, конечно, приехать, но это не гарантия того, что разберешься со своим вопросом», — рассказывает предприниматель. «Основная причина такого отношения к клиентам — отсутствие ответственности госслужащих», — уверен Николай Хальченя.

Директор некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» Роман Жигульский соглашается: получить какую-либо информацию от налоговой инспекции по телефону сложно. «В каждой ИФНС свой подход, — рассказывает предприниматель. — В основной массе инспекций пробиться к кому-нибудь в кабинет также невозможно».

Представители малого бизнеса жалуются на потерю документов, долгие сроки оформления и неквалифицированность персонала инспекций. «Очевидно, из-за нехватки кадров в последнее время все больше в налоговые органы привлекают студентов-стажеров, которые ничего не знают и не могут объяснить. Из-за этого создается неразбериха, документы теряются», — рассказывает Роман Жигульский.

Оформление документов может затянуться на несколько лет. «Я перехожу из одной инспекции в другую. Для этого в инспекции мне нужно сверить налоговые расчеты. Из-за проволочек я делаю это уже два года», — говорит предприниматель.

Осенью прошлого года московские предприниматели были вынуждены выстаивать длинные очереди в ИФНС № 46, чтобы пройти процедуру перерегистрации обществ с ограниченной ответственностью. Из-за того что значительная часть фирм не успевала пройти процедуру, законодателям пришлось скорректировать ранее принятые сроки.

В прошлом году количество предпринимателей, которые почувствовали давление налоговых органов, увеличилось в четыре раза, свидетельствуют данные общероссийской общественной организации малого бизнеса «ОПОРА России». За полгода, с весны по осень 2009 года, процент таких предпринимателей увеличился с 2 до 8%.