Правительственная комиссия по проведению административной реформы на заседании 30 июня под руководством вице-премьера - руководителя аппарата правительства РФ Сергея Собянина рассмотрела доклад Минэкономразвития РФ об установлении уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности для всех видов деятельности с закреплением исчерпывающего перечня исключений из указанной нормы. Об этом сообщила вчера правительственная пресс-служба.

В соответствии с федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в целях сокращения административных барьеров был установлен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. В настоящее время под действие этой нормы попадают 20 видов предпринимательской деятельности и 69 видов работ и услуг – прежде всего, большинство сфер деятельности малого и среднего бизнеса: розничная торговля, общественное питание, предоставление бытовых услуг и ряд других.

В целом внедрение уведомительного порядка следует признать успешным, говорилось в докладе. Так, с момента вступления в силу постановления правительства РФ от 16 июля 2009 г. N584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" и до 1 июня 2010 года подано более 33 тыс. уведомлений. В этой связи представляется необходимым продолжить расширение числа видов деятельности, подпадающих под действие уведомительного порядка.

Минэкономразвития РФ предлагает законодательно закрепить как основной принцип осуществления предпринимательской деятельности в РФ недопустимость требований о получении разрешений (лицензий), заключений или иных документов для начала предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, в 2011 году планируется реализовать норму закона N294-ФЗ о направлении уведомлений о начале предпринимательской деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в том числе через единый портал государственных услуг в Интернете.

При этом предлагается законодательно установить перечень видов деятельности, по которым предоставляется уведомление о начале предпринимательства. К уже существующим 20 видам деятельности предлагается добавить также:

- производство пищевой продукции, в отношении которой приняты технические регламенты, либо, до принятия технических регламентов, установлены обязательные требования;

- осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан (в связи с отменой лицензирования с 1 января 2012 г.);

- предоставление отдельных услуг в сфере транспорта (автомобильного, речного и морского);

- предоставление социальных услуг.

В дальнейшем указанный перечень может при необходимости расширяться.

Кроме того, предлагается законодательно закрепить перечень видов деятельности, при осуществлении которых переход на уведомительный порядок невозможен. Это виды деятельности, непосредственно связанные с получением специальных разрешений (лицензий) или обязательным членством в саморегулируемой организации.

Комиссия поручила Минэкономразвития РФ разработать и внести проект федерального закона, направленный на реализацию этих решений.

Комиссия также рассмотрела вопрос о выполнении утвержденного распоряжением правительства РФ от 9 марта 2010 года плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере сельского хозяйства. По состоянию на 30 июня 2010 года выполнены следующие мероприятия.

Проект изменений законодательства в области государственного управления в сфере ветеринарии внесен в Госдуму и рассмотрен на пленарном заседании 30 июня 2010 г. Проект постановления правительства о переходе на выдачу ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде в 2010-2012 гг. внесен Минсельхозом в правительство РФ.

Минсельхоз РФ издал приказы, предусматривающие: сокращение срока выдачи фитосанитарных сертификатов (ФСС) до 3 рабочих дней; отмену сроков действия ФСС и установление срока, в течение которого подкарантинная продукция, сопровождаемая ФСС, должна покинуть территорию РФ; переоформление ФСС без проведения дополнительных исследований в случае заявления экспортером подкарантинной продукции требования о переоформлении ФСС в течение 30 дней с момента его выдачи; соответствие даты выдачи сертификата дню, когда этот сертификат был вручен экспортеру; установление обязанности ветеринарного специалиста, принимающего решение о направлении поднадзорных грузов на дополнительные лабораторные исследования, предоставлять по требованию письменное обоснование мотивов принятого решения с правом обжалования такого решения; оформление ветеринарных сопроводительных документов в течение трех дней - при отсутствия необходимости проведения лабораторных исследований поднадзорных грузов; увеличение сроков действия ветеринарных сопроводительных документов в зависимости от вида поднадзорных грузов; установление бессрочного характера для регистрации кормовых добавок.

Минсельхоз разработал проекты распоряжений правительства РФ: об утверждении плана поэтапного введения в 2010-2012 гг. системы аккредитации специалистов и организаций по карантину растений, в том числе по установлению фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и подкарантинных объектов, а также по их обеззараживанию; об утверждении плана поэтапного введения в 2010-2012 гг. системы аккредитации ветеринарных лабораторий, специалистов, уполномоченных выдавать ветеринарные сопроводительные документы, а также специалистов, уполномоченных осуществлять внешний ветеринарный надзор в организациях, предусматривающей участие в этой системе как специалистов государственных учреждений и организаций, так и частных специалистов и организаций.

Внесение указанных проектов в правительство РФ будет синхронизировано с принятием решения о создании единого национального органа по аккредитации.

В связи с утверждением в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза перечня подкарантинной продукции, подлежащей контролю на таможенной границе Таможенного союза при ввозе и на таможенной территории Таможенного союза, предложено внести изменения в план мероприятий. В частности, предлагается дополнить его позицией о направлении в правительство РФ доклада о проведении анализа фитосанитарных рисков в отношении подкарантинной продукции, закрепленной в указанном перечне, и подготовке проекта решения Комиссии Таможенного союза о внесении изменений в данный перечень.

В настоящее время завершается подготовка проектов федеральных законов о совершенствовании правового регулирования в области обеспечения карантина растений и о совершенствовании правового регулирования в сфере ветеринарии.

Подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части уточнения составов правонарушений и усиления административной ответственности за нарушения законодательства РФ в сфере карантина растений и в сфере ветеринарии.

В целях синхронизации положений указанных законопроектов с положениями документов, принятых в рамках Таможенного союза, комиссия приняла решение о переносе срока внесения их в правительство РФ на август-сентябрь 2010 г.

Комиссия также рассмотрела предложения Минэкономразвития РФ о совершенствовании порядка обеспечения заинтересованных лиц материалами федерального картографо-геодезического фонда.

Федеральный картографо-геодезический фонд (ФКГФ) - совокупность геодезических, картографических, топографических, гидрографических, гравиметрических, аэро- и космосъемочных материалов и данных. Его ведение осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Фонд территориально распределен по 30 федеральным государственным унитарным предприятиям и 20 территориальным органам Росреестра.

Информация из ФКГФ используется при архитектурном проектировании, территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, навигации, кадастровых работах, составлении межевых планов, проведении инженерных изысканий. Ежегодно ФКГФ выдает 160-200 тыс. единиц материалов.

В настоящее время предоставление данной услуги сопровождается рядом ограничений: от заявителя требуется лицензия на картографическую и геодезическую деятельность, а также разрешение Росреестра, на получение которых уходит от двух недель до месяца; участие заявителя требуется до 5 раз; нет общей базы данных; не урегулирована стоимость получения материалов.

В этой связи предлагается:

- разрешить гражданам и юридическим лицам получать материалы и данные ФКГФ без предоставления лицензий на картографическую и геодезическую деятельность и разрешений;

- снять избыточные ограничения, возникающие из-за неоправданного отнесения геопространственной информации к сведениям, составляющим государственную тайну;

- определить исчерпывающий перечень материалов и данных Фонда, передаваемых заинтересованным юридическим и физическим лицам безвозмездно, а также за плату;

- передать функцию по ведению ФКГФ от множества ФГУПов одному федеральному государственному учреждению;

- установить актом правительства РФ размер вознаграждения за право использования по лицензионному договору материалов и данных Фонда.

Планируется также упорядочить информационное взаимодействие ведомственных и федерального фондодержателей, что позволит предоставлять пользователям более полные и актуальные картографо-геодезические данные.

В перспективе планируется обеспечить открытый доступ к каталогу информационных ресурсов, а также предоставление материалов федерального картографо-геодезического фонда через государственный геоинформационный портал.

Минэкономразвития РФ поручено до 1 сентября 2010 года подготовить план мероприятий по совершенствованию порядка исполнения данной государственной услуги.