В ближайшие дни правительство рассмотрит основные направления налоговой политики на 2011–2013 годы, сообщил вчера заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Главной темой обсуждения, безусловно, станет ставка страховых взносов, которая со следующего года должна вырасти с 26 до 34%. Минфин уже выступил с предложением повысить ее чуть меньше, чем планировалось, до 32% за счет взносов на медицинское страхование. Однако против этого выступает Минздравсоцразвития.

По словам Сергея Шаталова, в предлагаемых его ведомством направлениях налоговой политики размер ставки страховых взносов на ближайшие год-два установлен на уровне 32% от фонда оплаты труда. Напомним, что сейчас работодатели вместо прежнего единого социального налога (ЕСН) платят во внебюджетные фонды (Пенсионный, медицинского и социального страхования), но по старой ставке – 26%. Со следующего года она должна вырасти до 34%. По экспертным оценкам, это будет стоить отечественному бизнесу 1 трлн. руб. В феврале Минфин выступил с инициативой урезать будущую ставку на 2% хотя бы на ближайшие два года и получил поддержку Минэкономразвития. Вчера же г-н Шаталов сообщил, что этот вариант будет вынесен на правительство.

Указанные проценты предлагается сэкономить за счет медицинского страхования. Дело в том, что из дополнительных 8% налоговой ставки шесть пойдут в Пенсионный фонд, а два по идее должно было бы получить здравоохранение (в дополнение к нынешним 3,1%. Однако это, по словам г-на Шаталова, «вызывает определенные сомнения». Он считает, что проходящая сейчас реформа медицинского страхования еще не приобрела окончательные черты, и Минфин «не очень хорошо понимает, почему надо тратить эти дополнительные деньги, каким образом они будут израсходованы». Замминистра напомнил, что речь идет о сумме в 230 млрд. руб. Он также признал, что не все в правительстве с согласны с Минфином. «Есть оппоненты у данной позиции – это Минздрав и фонды, которые считают, что медицина была очень сильно недофинансирована все предыдущие годы, и эти деньги ей нужны уже сейчас», – сказал г-н Шаталов.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, в свое время голосовавшая против повышения взносов с 26 до 34%, считает, что дисконт в 2% принципиально ситуацию не меняет. «Конечно, 32 лучше, чем 34, но все равно это очень много, – заметила она «НИ». – Что касается медицинского страхования, я здесь проблем не вижу, они могут компенсировать это из других доходов федерального бюджета. Но в принципе это проблему не решает, поскольку в реальности нам нужна плоская шкала налогообложения и сохранение льгот для малого бизнеса, который повышение с 14 пусть даже до 32% переживет крайне тяжело».

А вот заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, академик Российской академии медицинских наук Сергей Колесников считает, что если и сокращать страховые отчисления, то не за счет медицины. «Видимо, г-н Шаталов редко ходит по нашим больницам и редко пользуется обычной системой здравоохранения. Возможно, он также не читает данные Всемирной организации здравоохранения, которые говорят о том, что у нас расходы на здравоохранение вдвое ниже минимально необходимого рубежа, – пояснил «НИ» депутат. – У нас сейчас на одного человека в среднем вместе с расходами из кармана населения тратится 450 долларов в год. При этом порогом разрушения системы здравоохранения считаются 800 долларов. По уровню медицинских трат на душу населения мы находимся на 70-м месте в мире – это позор для цивилизованной страны». По словам депутата, проводящаяся реформа медицинского страхования здесь не при чем. «У здравоохранения нет денег. А если они плохо тратятся, пусть соответствующих управленцев наказывают налоговые, административные органы, но это совсем другой вопрос».

Заместитель директора института «Центр развития» Валерий Миронов также считает, что налоги надо снижать, но не за счет Минздрава. «Здравоохранение – это та сфера, которую надо развивать, потому что там формируется человеческий капитал, которого у нас не хватает. Кроме того, здесь присутствуют инновационные направления – медицинская техника, фармацевтика», – сообщил он «НИ». По словам эксперта, в прошлом году бизнес сократил инвестиций на 1,225 трлн. руб., на 170 млрд. упали объемы кредитов реальному сектору экономики. «Если мы сэкономим на налогах 230 млрд. руб. то сможем компенсировать снижение кредитования, это значимая цифра, но сэкономить хотят не там, где следует», – убежден специалист. По мнению г-на Миронова, на выходе из кризиса вообще не стоило повышать налоги. Бизнесу и так нелегко, и дополнительно нагружать его в такой момент неразумно. Кроме того, это может повлечь рост стоимости продукции, платить за которую будут простые граждане. «В себестоимости есть статья – социальные расходы, и если они вырастут на 1 трлн. или около 800 млрд., то практически все эти деньги будут переложены на население».

«Тяжелее всего придется бизнесу с высокой долей добавленной стоимости и высокой долей оплаты труда – это трудоемкие виды машиностроения, которое и так умирает. А для инновационного и малого бизнеса это вообще убийственно», – считает г-жа Дмитриева. Зато, по ее словам, организации, где выплачивают высокую заработную плату, не только не потеряют, но, напротив, выиграют от новой системы. А предлагаемое снижение на 2% ничего не решает, вновь подчеркивает депутат. «Плохо то, что создается впечатление, будто пошли на уступки, что-то сделали, чтобы вопрос закрыть, – рассуждает она. – Чтобы поставить галочку, это хорошо, а для реального изменения ситуации – нет».