20 ноября Госдума опять рассмотрит законопроект о повышении транспортного налога. Уже ясно, что двукратного повышения базовой ставки не будет. Но не возникнет ли в законе какой-нибудь новый пункт, который позволит-таки, пусть и косвенно, увеличить нагрузку на автомобилистов? Пока депутаты не выработали согласованную позицию по транспортному налогу: как заявили в среду в нижней палате, окончательная ясность наступит к вечеру четверга.

Тем не менее уже звучат предложения включить налог в стоимость бензина. Мол, чем больше ездишь - тем больше портишь дороги, а значит, изволь компенсировать их строительство и ремонт. "Известия" попытались понять, насколько вероятен такой сценарий развития событий и как возможно его реализовать.

Депутатам предстоит решить настоящую головоломку. Базовую ставку, исходя из которой рассчитывается транспортный налог, трогать уже нельзя. Но дыры в бюджетах регионов, как ни крути, требуют увеличения фискальных сборов.

Как рассказал "Известиям" замглавы думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, "предлагается расширить возможности регионов в плане увеличения базовой ставки". Другими словами, местные власти получат возможность повышать установленную планку не в пять раз, как сегодня, а, например, в семь или десять (точная цифра будет названа по результатам работы согласительной комиссии).

Получается, что регионы смогут поднять транспортный налог до уровня, который закладывался в скандальном законопроекте, отклоненном в среду Советом федерации. Но Макаров не склонен драматизировать ситуацию.

- Даже в год кризиса, когда всем нужны были деньги, только шесть регионов выбрали максимальную ставку, - говорит депутат.

Другой вариант - включение транспортного налога в стоимость бензина - тоже пока не сбрасывается со счетов. Но здесь у законодателей другая проблема: как не обидеть владельцев маломощных автомобилей.

К примеру, собственник машины мощностью меньше 100 лошадиных сил ежегодно платит транспортный налог в размере 500 рублей, а горючего расходует в среднем 1,2 тыс. литров. В этом случае в каждом литре бензина "сидит" 50 копеек транспортного налога. В свою очередь, владелец джипа платит налог в размере 15 тыс. рублей при расходе 2 тыс. литров. Для него "налоговая" составляющая в топливе - уже 7,5 рубля.

- Кто возьмет на себя ответственность все это усреднить? Если будет сдвиг в сторону владельцев мощных автомобилей, то собственники маломощных машин будут недовольны. Их заставят переплачивать за бензин. А если сделать в обратную сторону, то у налоговиков будут недоборы, - замечает директор по стратегическому развитию центра "Кортес" Павел Строков.

Еще вопрос - куда будут направлены эти деньги?

- Сегодня дорожные проблемы учитываются далеко не в первую очередь. В этих условиях говорить о преимуществах повышения того или иного налога вряд ли имеет смысл. Ситуацию на дорогах это не улучшит, - говорит эксперт департамента оценки "2К Аудит-Деловые консультации" Ирина Воробьева.

А исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко вспоминает, что в девяностых годах в Москве владельцы автозаправок были обложены "данью" на решение экологических проблем - с каждого литра бензина и дизельного топлива взималась определенная сумма. Но собранные с автовладельцев деньги пошли в "общий котел", а экологическая обстановка в городе не слишком-то изменилась к лучшему.

Кстати, в Европе и Америке дорожное строительство финансируется именно из "топливных" денег. А в продвинутых Нидерландах и вовсе собираются внедрить государственную программу, позволяющую отслеживать с помощью GPS-навигаторов расстояние, которое проехал каждый автомобиль. И уже на основании этих данных выставлять водителю счет на уплату транспортного налога.