30 октября истек срок представления бухгалтерской отчетности.

В чьи адреса должна быть представлена бухгалтерская отчетность? На этот вопрос многие бухгалтеры, не раздумывая, ответят - в налоговые органы. Но так ли однозначен ответ. Именно такой вопрос задал налогоплательщик, усомнившись в обязательности ее представления. И Минфин России в письме от 22. 09. 09 N 03-02-07/1-444 конечно же указал, что представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы является обязательным, при этом сославшись на цели налогового контроля и обязанности организации-налогоплательщика, но не приведя конкретной нормы законодательства.

Постараемся разобраться.

Статьей 15 Федерального закона от 21. 11. 1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлены для организаций адреса представления только годовой бухгалтерской отчетности: в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

Наряду с годовой бухгалтерской отчетностью организации в течение года обязаны формировать промежуточную отчетность. Но в законе не определено, в чьи адреса представляется такая отчетность.

Этот "пробел" восполнен в Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99. В пункте 5 ПБУ 4/99 указано, что представление промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами организации. Но положения по бухгалтерскому учету не могут расширять или дополнять нормы Закона "О бухгалтерском учете".

Поскольку речь идет о налоговых органах, то логично обратиться к налоговому законодательству.

Напомним, что до вступления в силу главы 25 НК РФ обязанность организации представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы была установлена в законе РФ от 27. 12. 91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу). Это было совершенно оправданно, поскольку налог на прибыль до 1 января 2002 года исчислялся на основании данных бухгалтерского учета.

В настоящее время, казалось бы, на необходимость представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы указывает статья 23 Налогового кодекса.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации по месту своего нахождения обязаны представлять "бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете"...". Но, как видно из приведенного текста, и здесь налоговые органы не упомянуты в числе адресатов, равно как и в самом Законе "О бухгалтерском учете".

В отличие от подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ в подпункте 4 этой же статьи установлена обязанность налогоплательщика представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган по месту учета.

Кроме того, в подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ определена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов - в случаях и в порядке, которые предусмотрены кодексом. Относится ли к таким документам бухгалтерская отчетность? Думается, нет. Поскольку сегодня только налог на имущество организаций рассчитывается по данным бухгалтерского учета. Таким образом, строго следуя нормам законодательства, у организаций нет обязанности по представлению бухгалтерской отчетности в налоговые органы.

Автор никоим образом не призывает организации прекратить представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Но если такая информация налоговым органам необходима, то следует внести соответствующие изменения в ст. 23 Налогового кодекса. И, наверное, вполне достаточным является представление в налоговые органы только годовой бухгалтерской отчетности. Недаром органы статистики уже отказались от принятия от организаций промежуточной (квартальной) отчетности - приказ Росстата от 12. 08. 2008 N 185.

В заключение о форме представления бухгалтерской отчетности.

Обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде установлена ст. 80 НК РФ в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Это касается прежде всего налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

Согласно п. 5 ст. 15 Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Причем представление бухгалтерской отчетности в электронном виде осуществляется при совпадении двух условий: при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности.

Таким образом, право налоговых органов требовать от организации ее представления в электронном виде ни Законом "О бухгалтерском учете", ни Налоговым кодексом не определено. Аналогичный вывод сделан в письме Минфина России от 24. 07. 2009 N 03-02-07/1-385.

Ирина Давидовская, заместитель директора Палаты налоговых консультантов