В последний сентябрьский день Федеральная налоговая служба опубликовала на своем сайте информационное сообщение о применении контрольно-кассовой техники плательщиками «вмененки». Кажется, этим поставлена окончательная точка в борьбе малого и микробизнеса за отказ от кассовой техники. Но как это часто бывает, решение оказалось половинчатым. И отказаться от кассового аппарата, который обходится в 25 тыс. рублей в год (обслуживание и расходные материалы плюс не поддающиеся прогнозированию штрафы со стороны налоговиков), сможет совсем небольшая часть сегодняшних плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Проблема касс для этой категории бизнеса поднимается уже лет семь. Логика бизнеса проста — если предприниматель платит фиксированную ставку налога, которая никак не завязана на выручке, то и контролировать доходы от его деятельности смысла не имеет. В госорганах, к которым относились Минфин, Минпром и ряд силовых структур, настойчиво твердили о правах потребителей, которые после отказа от касс могли быть ущемлены. Но эти две точки зрения — не больше чем вершина айсберга. Ни та, ни другая сторона особо не скрывали, что главной причиной затягивания отмены использования кассовой техники является позиция промышленников и силовиков, контролирующих миллиардный рынок продаж и обслуживания кассовой техники.
Причем налоговики уровня руководителей региональных управлений, в обязанности которым вменялся контроль за правильным использованием касс, в приватных разговорах признавали правоту предпринимателей, но говорили, что нарушать закон они не могут. А рядовые сотрудники налоговых служб, которые ходят на проверки, активно использовали свои полномочия для пополнения бюджетов. Предприниматели открыто рассказывают о специальных схемах, которые использовали инспекторы для того, чтобы вывести продавца из равновесия и заставить его ошибиться при выдаче кассового чека. Например, инспектор «уводил» продавца подальше от кассы вдоль прилавка, оставив возле нее некую сумму денег, просил показать товар, а когда он оказывался у него в руках, предъявлял удостоверение. Таких схем за долгое время накопилось множество. Когда переставали работать старые уловки, инспекторы придумывали новые.
В общем, маразм крепчал. Пока в дело не вмешался Владимир Путин, в результате чего кассовые аппараты для плательщиков ЕНВД летом отменили. В конце сентября информационное сообщение об этом появилось на сайте налоговиков. Но самое смешное, что предприниматели не кинулись выстраиваться в очереди для отказа от кассовых аппаратов. И вовсе не потому, что таким образом они хотят контролировать своих продавцов, ведь главным для бизнеса было то, что технику снимут с учета и перестанут проверять каждый нюанс ее использования. Дело в том, что красивый жест государства оказался по сути лишь мелкой уступкой. ЕНВД — это в основном небольшие магазины, оставшиеся кое-где киоски и ларьки. Большинство из них (до 70%) имеет лицензию на продажу спиртных напитков. Но как раз для продавцов алкоголя отмена кассовых аппаратов предусмотрена не была. Хотя абсолютно непонятно, чем алкоголь в данном контексте отличается от других продуктов питания.
Много вопросов возникает у продовольственных магазинов и из-за трудоемкости процесса выписки товарного чека — никого не воодушевит перспектива от руки выписать чек с длинным перечнем наименований. Да и вообще, предприниматели ждут более подробного толкования закона со стороны регулирующих органов, чтобы не было потом мучительно больно.
Тактика половинчатых решений, которые используют власти в вопросах регулирования бизнеса, стала превалирующей уже давно. И никто уже не удивляется, когда в результате поданных под соусом улучшения положения предпринимательства законопроектов рядовому бизнесу становится только хуже. Как это было, например, с введением ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) для производителей алкогольной продукции или СРО (саморегулируемых организаций) для аудиторов. Кассовые войны вообще резко выделяются на этом фоне. Аппараты в свое время хотели поставить в агентства недвижимости, такси и маршрутки, хотя никакой логике это не поддается. Война, которую с вежливыми улыбками и реверансами ведут между собой предприниматели и контролеры, тем и отличается от обычных противостояний, что победить в ней никто не хочет. Себе дороже. В этой борьбе нет системы. Наоборот, она бессистемна и зачастую лишена здравого смысла. Теперь инспекторы будут ходить и проверять, правильно ли выписывают продавцы товарные чеки, которые должны предоставляться покупателю по требованию. В военной терминологии это называется контратака. Потому что инструкции по заполнению этих бумаг, которые, к слову, не являются бланками строгой отчетности, можно написать любые. Или, например, заставить предпринимателей покупать специальные бланки для этой цели в близкой контролерам структуре или внедрить еще какую-нибудь инновацию. Никто и не удивится, повозмущаются только, как обычно.
Один знакомый предприниматель рассказал, что, несмотря на желание, он ни за что не откажется от кассы, пока не получит точную информацию о том, как те или иные нюансы будут трактоваться контролерами, и не понаблюдает за практикой более смелых коллег. Без карты местности на войну не ходят. А нюансов в этой сфере накопилась масса. Можно ли для контроля продавцов использовать старенький аппарат, давным-давно выведенный из реестра контрольно-кассовой техники? Не сделают ли товарные чеки бланками строгой отчетности? Нужно ли будет «нефискальные» аппараты регистрировать в налоговой?
Одним словом, хотели как лучше. Получили очередной повод для пиара о поддержке малого бизнеса. Выполнили поручение премьер-министра. Станет ли теперь предпринимателям хоть чуточку легче жить? Не знаю. Если учесть, что одним из важнейших показателей хорошего самочувствия любого бизнеса является стабильность, предпринимательскому сообществу следует аккуратнее отстаивать свои права. Пусть эта мысль и звучит крамольно. Потому что как бы чего не вышло.
Матвей Эргардт, автор «Эксперт Сибирь»
Ну и о чем хотел сказать автор - о том, что ему сказал один предприниматель?