ЕСН решили заменить на взносы, а тяжесть налоговой нагрузки увеличить, но к 2011 году. В нашем интервью взгляд председателя комитета по налогам “Опоры России” Михаила Орлова.

- Многолетняя дискуссия о ЕСН окончена. Президент поручил Правительству "обеспечить разработку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусматривающих: упразднение с 1 января 2010 года ЕСН и введение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам; сохранение в 2010 году тарифов страховых взносов на уровне действующих ставок единого социального налога". Как известно, бизнес эти инновации не приветствует. Каковы их основные риски с точки зрения представителей реального сектора?

- Несмотря на то, что до 34% нагрузка вырастет в 2011 году, уже в 2010 году бизнес будет испытывать на себе реальный рост давления. Беспокоит, во-первых, решение по фонду оплаты труда. Мы пока не достигли такого уровня, чтобы подобное решение не повлекло за собою негативных последствий. Белая зарплата непременно начнет возвращаться в тень. Обидно, что такие решения принимаются на фоне кризиса, когда другие государства, напротив, стремятся облегчить положение бизнесменов, а не увеличивать нагрузку.

Второй отрицательный момент: налогоплательщик получит еще два контролирующих органа. Известно, что конфликты с налоговой инспекцией и административные барьеры являются одним из главных угнетающих факторов для предпринимателей. В ответ на жалобы и призывы нормализовать взаимодействие с фискальными органами нам дали еще две контролирующие структуры: Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования. Спешу заметить, что это не государственные структуры, которые почему-то наделены государственными функциями и правами. Им, согласно имеющемуся законопроекту, вменяется в обязанность проводить проверки, им дано право арестовывать счета, проводить взыскания и прочее. То есть нагрузка на предпринимателя вырастает втрое. Почему государственные функции станут осуществляться негосударственными органами – это большой вопрос, ставящий под сомнение вообще всю концепцию административного права, с которой мы жили. Фактически, вопреки Конституции, возникает некая четвертая власть – этот Пенсионный Фонд. И это не может не беспокоить во всех отношениях.

- Но пока это все проект, и сохраняется возможность внести поправки и коррективы. Как Вы полагаете, будет ли она использована?

- У меня самые пессимистические ожидания по этой части. Законодательная практика в России показывает, увы, что вопрос принятия того или иного законопроекта зависит не от того, хорош он или плох, а от того, кто его внес. А поскольку обсуждаемый проект представлен премьер-министром Путиным, то едва ли у кого-то появится мысль исправить в нем даже грамматические ошибки.

К сожалению, под флагом пенсионной реформы, с логикой "цель оправдывает средства", могут быть приняты любые глупые вещи. Они прикрыты лозунгом заботы о беднейших слоях населения, но как раз эти-то слои и ничего не получат от нововведений. Взять хотя бы необходимость целой армии финансовых консультантов, которая возникнет с принятием закона. Пенсионный Фонд уже заявил, что ему потребуется увеличить свой штат на 10 тысяч единиц. Это означает, что фонд оплаты труда в нем повысится на несколько миллиардов рублей. И вся эта нагрузка, по-видимому, ляжет на тех же пенсионеров.

- Все-таки повышение налогового бремени отложили на гипотетически посткризисный 2011 год. По этой логики, если кризис не закончится, его могут отложить еще… Есть ли такая вероятность с вашей точки зрения?

- Страшны не сами меры по повышению налогового бремени, а разговоры о нем. Даже если отложат до 2013-го или 2014-го года (одному Богу известно, когда закончится кризис), сигнал уже дан. И этот сигнал говорит бизнесменам: ребята, не спешите выводить зарплаты из тени. И они не будут спешить – даже, если через полгода кто-нибудь скажет, что данные меры были ошибкой и их нужно отменить.