Указание в заявлении о государственной регистрации в качестве адреса нахождения компании места жительства физического лица не может быть причиной отказа в регистрации. А если в документы, выдаваемые Единым центром регистрации (МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу), закралась ошибка, срок ее исправления будет зависеть от многих факто- ров. Такие выводы содержатся в письме УФНС России по Санкт-Петербургу от 18.03.09 № 18-10-05/06995, полученном в ответ на запрос «УНП».

Бурную полемику у петербургских бухгалтеров и руководителей вызывает правомерность регистрации юридического лица на домашний адрес. Разъясняет ситуацию ответ УФНС России по Санкт-Петербургу. Понятие «юридический адрес» в законодательстве отсутствует. Госрегистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). Сведения об этом адресе содержатся в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ. Закон не содержит каких-либо ограничений в части использования домашнего адреса руководителя в качестве адреса места нахождения организации. Однако при этом не стоит забывать про нормы Жилищного кодекса и Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.01.06 № 25.

Вторая проблема, затрагивающая интересы многих, – исправление ошибок в документах, выдаваемых Единым центром регистрации. По свидетельствам петербургских руководителей, главбухов и юристов, в документы, выдаваемые на руки зарегистрированным компаниям в МИФНС №15, закрадываются ошибки (неправильно указано наименование юрлица, не тот адрес, не так прописаны доли в уставном капитале и пр.).

«Все записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц в строгом соответствии с заявлениями, представленными на государственную регистрацию. В случае обнаружения несоответствия учредительных документов юридического лица и сведений ЕГРЮЛ (в виде выписки, свидетельства о внесении записи) заявителю необходимо обратиться с заявлением в произвольной форме в адрес МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу. На основании поступившего заявления сотрудниками инспекции осуществляется проверка соответствующего раздела заявления, ранее представленного заявителем для государственной регистрации. В случае технической ошибки (опечатки), допущенной сотрудником регистрирующего органа, некорректная информация исправляется в течение пяти рабочих дней, после чего заявитель получает новые документы, содержащие достоверную информацию», – говорится в ответе УФНС России по Санкт-Петербургу.

Как выяснилось, от времени и места обнаружения неточностей в документах зависит многое. Срок исправления ошибок обусловлен тем, как оперативно она была обнаружена, поскольку регистрационные дела юридических лиц хранятся не в самом Центре, а в специальном хранилище, и возврат документов занимает несколько дней. Поэтому Управление советует заявителям внимательно проверять содержание документов при их получении.

Вместе с тем, если ошибка была допущена не сотрудником Центра, а самим заявителем, то она может быть исправлена только путем представления в МИФНС № 15 заявления по форме № Р14001. В нем необходимо отметить пункт 2.3 «Изменение сведений о юридическом лице, в случае ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах...» и указать государственный номер записи (ГРН), в котором допущена ошибка. К форме № Р14001 обязательно должно быть приложено правильно заполненное соответствующее заявление с листами приложений, в которых ранее были допущены ошибки.