Как правило, решения, принятые Высшим арбитражным судом, расставляют все точки над «и» в спорах с инспекторами. Но налоговики посчитали, что из этого железного правила вполне возможны исключения. 

Недавно к нам в руки попало внутреннее письмо ФНС, датированное 11 января 2009 года, в котором инспекторам на местах было дано распоряжение: при проведении контрольных закупок в ходе проверок применения ККТ учитывать, цитируем, «сложившуюся в регионе судебную практику». И это несмотря на то, что еще в сентябре прошлого года Президиум ВАС РФ в постановлении № 3125/08 разъяснил, что проводить контрольные закупки налоговики не вправе – ведь это оперативно-розыскные мероприятия, которые находятся в компетенции милиции. Но вот ФНС «покоряться» решению Высшего арбитражного суда упорно не хочет.

Тут надо признать, что интересно сложилась и та самая судебная практика в регионах, руководствоваться которой предписывает ФНС.

В некоторых округах суды четко заняли позицию ВАС – решения «до» и решения «после» постановления Президиума от 2 сентября 2008 года разительно различаются. То есть «до» проведение контрольных закупок судьи относили к полномочиям инспекторов, а «после» 2 сентября уже нет.

В других же регионах результаты вердиктов фактически остались прежними – контрольным закупкам быть, только вот называются они по-другому. Надо отдать должное местным налоговикам, они проявили достаточно изобретательности: вместо акта контрольной закупки составляется обычный акт проверки. Соответственно ни товар продавцу, ни деньги покупателю не возвращаются. И суды утверждают штрафы за неприменение ККТ, наложенные при таких особых проверках. Мол, инспекторы в данном случае проводят не ту самую запрещенную свыше контрольную закупку, а всего лишь приобретают шарики, конверты, чупа-чупсы и т. д. как обычные покупатели. А проверку, дескать, проводят параллельно.

Такое вот сочетание приятного с полезным придумали себе наши инспекторы. Или наоборот.