Орловский предприниматель намерен подать в суд на налоговую службу, опубликовавшую на своем официальном сайте списки должников.

  • Прямой наводкой

В сентябре на сайте регионального управления УФНС появились два списка. В одном - юридические лица, задолжавшие свыше одного миллиона рублей по налогам, штрафам и пеням. В другом - физические лица и предприниматели, с долгом свыше ста тысяч рублей. Списки составлены по данным на 1 сентября. Некоторые увидели в этом нарушение закона, в частности статьи 102 Налогового кодекса, о налоговой тайне. На нее, например, ссылается предприниматель Сергей Белевский, тоже угодивший в "черный список". Встретив меня в своем офисе с хмурым лицом, он, первым делом, показал письмо, пришедшее от делового партнера. Обнаружив Сергея в списке, тот отказался от сделки, сославшись на его "неблагонадежность".

- Налоговые органы считают, что я им что-то задолжал, - говорит Сергей Белевский. - Однако я с этим не согласен и с лета оспариваю их решение в арбитражном суде. То есть, официально задолженности по налогам у меня нет, по крайней мере, до тех пор, пока суд не вынесет окончательное решение. Тем не менее в список должников я попал. На каком основании? Никто ничего не объясняет. А ведь это уже отрицательно сказалось на моем бизнесе. Кто мне возместит убытки? Согласно Налоговому кодексу это должны сделать налоговые органы. Но для этого опять же надо судиться.

Есть и другой нюанс, тревожный. По мнению Сергея, зная размер налоговой ставки, можно легко вычислить прибыль должника. Взяв калькулятор, он за несколько минут высчитывает, что при минимальном налоговом долге - сто тысяч рублей прибыль должна быть равна примерно 600 тысячам.

Соответственно, годовой оборот - около трех-трех с половиной миллионов рублей. Если должник работает по упрощенной схеме, то прибыль и оборот смело можно удваивать. Скептики возразят - мол, в списке нет адреса предпринимателя. Однако есть ИНН, не являющийся налоговой тайной. Сергей проводит нехитрый эксперимент. Вводит свой ИНН в первом попавшемся интернет-поисковике. Клик - и на мониторе появляется несколько десятков ссылок с его фамилией и адресом.

- Для криминала не придумаешь лучшей "наводки", - считает Сергей Белевский. - Потенциальную жертву можно вычислить, не выходя из дома.

  • Вот так фокус

С налоговыми органами Сергей Белевский судится не в первый раз. Все началось с обычной камеральной проверки. У бизнесмена, который занимается издательским делом, запросили документы за три года. Несколько месяцев они пролежали в налоговой инспекции, претензий к нему никто не предъявлял.
- Через полгода после начала проверки мне вдруг говорят, что я представил не все документы, - рассказывает Сергей. - И за каждый якобы не сданный документ насчитали штраф - 50 рублей. В целом вышло около 150 тысяч рублей - получается, я не сдал целый вагон документов. Я подал в суд, и тот встал на мою сторону, признав, что все документы были сданы. Затем мне оригинально посчитали доход. Налоговики внесли в него всю выручку, ссуды и кредиты, которые я брал на развитие бизнеса, "забыв" вычесть расходы на типографские услуги, транспорт, зарплату работникам и прочее. Выходит, что я вообще ничего не тратил, а только получал.

По закону предприниматель имеет право ознакомиться с актом проверки и обжаловать его. Однако акт проверки Сергей на руки не получил. В налоговой он узнал, что документ ему отослали по почте. Однако письмо до адресата не дошло. Пришлось делать запрос на почту. Выяснилось, что письма ему, проживающему по переулку Полярному, отправляли то на улицу Полярную, то на улицу Матросова, то в соседний дом. А в письмах были акты проверки, вызовы на заседания для их рассмотрения, решения о санкциях. Сергей уверен, что письма не доходили до него не случайно.

- Согласно Налоговому кодексу, акт проверки или решение о взыскании считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после отправки, - говорит он. - Независимо от того, получил налогоплательщик документ из ИФНС или нет, истечение трехмесячного срока обжалования начинается с момента предположительного вручения. Поэтому многие узнают о долгах, штрафах или пенях только тогда, когда к ним приходят судебные приставы. Раньше бы подобный "фокус" не прошел - налоговая инспекция могла взыскать санкции только через арбитражный суд. Однако после внесения поправок в Налоговый Кодекс она сама выносит решение о взыскании недоимки и штрафных санкций. А что, если инспектор ошибся? Он ведь тоже человек. А что, если ему хочется получить премию или грамоту? Они ведь вручаются по результатам работы.

Мириться со сложившейся ситуацией он не намерен. По его словам, несколько "должников" уже готовят иск к налоговой службе по факту незаконного, на их взгляд, размещения на сайте "черного списка".

  • Огласите весь список

В налоговой службе совсем по-другому смотрят на проблему. Вернее, считают, что проблемы нет, а есть лишь вполне законная практика борьбы со злостными неплательщиками. Налоговики ссылаются на письмо министерства по налогам и сборам. В нем сказано, что неуплата налога или его неполная уплата является налоговым правонарушением, которое по закону не является налоговой тайной. А значит, данные должников можно публиковать. Впрочем, орловские налоговики признают, что первый блин вышел комом, и в списки попали лица, подобные Сергею Белевскому, - до сих пор выясняющие отношения с налоговыми органами в суде.

Как пояснили в отделе по работе с налогоплательщиками УФНС по Орловской области, перед тем как опубликовать списки должников, был изучен опыт других регионов, где подобная практика уже применяется. В некоторых регионах в списках указывается полная сумма задолженности, а в Орловской области решили ограничиться определенной минимальной планкой. Кроме того, по данному поводу местные налоговики консультировались с ФНС России. Был получен ответ, что публиковать данные о налоговых правонарушениях можно, так как они не являются налоговой тайной.

Кстати, налоговики не одиноки в своем стремлении "подстегнуть" должников. Многие ведомства составляют "черные списки". Например, мэрия вносит в них недобросовестных подрядчиков, не выполнивших условия муниципального заказа. С 1 августа подобную практику успешно применяет и региональная служба судебных приставов. За это время ее "черный список" заметно расширился. Первоначально в него попали около двадцати предприятий, не выполнивших в срок требования по исполнительным листам. Сейчас их число приближается к восьмидесяти. По словам пресс-секретаря УФССП по Орловской области Валентины Лешкевич, сведения о должниках предоставлены районными отделами судебных приставов. "В списки включены организации, зарегистрированные на территории города Орла и районов Орловской области. Кроме названия организации-должника, на сайте можно узнать юридический адрес организации, реквизиты исполнительного документа и наименование органа, его выдавшего", - пояснила она.

  • Комментарии

Андрей Канатников, руководитель Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей:

- Разница между службой судебных приставов и налоговиками кардинальна. Первые действуют от имени государства на основании вступившего в законную силу решения суда, вторые - от лица налоговой службы. Она не имеет права разглашать налоговую тайну, которую ей доверили. А сумма задолженности косвенно указывает на сумму дохода. К тому же данные указаны по состоянию на 1 сентября, когда долги есть у многих, так как отчетный период продолжается до конца года. Если предприниматель попал в такой список и пострадал, он может обратиться в арбитражный суд и взыскать ущерб, сославшись на статью 35 Налогового кодекса РФ. Также можно написать заявление в вышестоящий налоговый орган, то есть в ФНС России, и в прокуратуру.

Виктор Дворниченко, начальник отдела по работе с налогоплательщиками УФНС по Орловской области:

- Мы не собираемся отказываться от практики публикации списков должников. Эта мера позволяет простимулировать многих из них к погашению обязательств перед бюджетом. Обновлять данные планируем раз в квартал. Впредь, мы будем более тщательно и жестко подходить к формированию списков, чтобы случаи, подобные случаю с Сергеем Белевским, не повторялись. Пока суд не поставит точку в споре, "должник" в списке не появится. Думаю, чтобы у должников не возникало недовольства, надо прописать в законе процедуру публикации подобных списков. Например, четко оговорить сроки и условия, при которых она возможна. Тогда многие вопросы отпадут сами собой.