Следственный комитет (СК) при МВД и Банк России разошлись в оценках масштабов незаконного обналичивания средств. Милиционеры настаивают, что объем обналичивания "сопоставим с объемами денежной массы в стране", ЦБ, поддержанный банковским сообществом, уверяет, что проблемы есть, но масштабы его идут на спад.

По словам заместителя начальника СК Олега Логунова, суммы незаконного обналичивания составляют 4 миллиарда долларов и 241 миллиард рублей. Это - только доказанные операции, считают милиционеры, сам "айсберг", возможно, сидит глубже. Как подчеркнул Логунов, львиная доля обналиченных средств традиционно используется для выплаты "серых" зарплат. Уголовные дела, связанные с незаконным обналичиванием денег, в МВД начали возбуждать не так давно.

Чем меньше объем "обналички" - тем меньше "серых" зарплат. Около двух лет назад российские налоговики объявили этому явлению войну, и официальные сводки с налоговых фронтов, как правило, полны оптимизма. К примеру, в Москве в 2007 году 99 процентов (!) предпринимателей, вызванных на знаменитые "зарплатные комиссии", повысили оклады сотрудников. Правда, данные мартовского опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", настораживают: 12 процентов россиян по-прежнему полностью или частично получают зарплату в конвертах. Самое печальное, что в 2001 году таковых было меньше - 8 процентов. Практически те же результаты дал прошлогодний опрос ВЦИОМ: 13 процентов. Остается гадать, насколько репрезентативнее данные опросов, чем сведения ЦБ.

Директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев занимает среднюю позицию: "С 2002 по 2006 год доля теневого оборота в малом бизнесе снизилась с 50,3 до 34,5 процента. Это удалось сделать как за счет административных рычагов, так и за счет действия рыночных факторов, ведь даже для того, чтобы получить финансирование, фирме надо "обеляться". Но речь идет об относительном падении, так как только в малом бизнесе в 2006 году не уплачивалось налогов с оборота в 5,3 триллиона рублей". После введения плоской шкалы подоходного налога и снижения ЕСН, продолжает эксперт, произошла некоторая легализация зарплат, хотя вряд ли результаты можно назвать заметным успехом. Сегодня процесс замедлился, ситуация, что называется, "уперлась в стенку". ЕСН по-прежнему достаточно высок, предпринимателю нужны деньги на нелегальные и полулегальные выплаты по аренде, на расчеты с поставщиками "из кармана в карман" и, разумеется, на самую серьезную статью расходов - взятки. Отсюда, уверен Буев, и живучесть конвертов.