Как пояснила заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова, вокруг отношений бизнеса и налоговых органов сложились стереотипы, которые во многом уже устарели и только мешают совместной работе. И рассказала о тех изменениях, которые произошли в работе ФНС.

Предприниматели продолжают настаивать, что налоговые проверки остаются "инструментом давления на бизнес".

По словам Шевцовой, о таком давлении могут говорить те налогоплательщики, у которых есть определенные "прегрешения", и потому они испытывают повышенное внимание со стороны контролирующих органов.

ФНС России владеет колоссальными информационными ресурсами о финансовых потоках, имуществе, доходах и так далее. Грамотное использование этой информации позволяет качественно анализировать, очень точно и адресно видеть зоны риска и проблемных налогоплательщиков. Например, тех, организация бизнеса которых сопряжена с включением многочисленных "лишних" звеньев, через которые товар прогоняется только "на бумаге".

У нас нет цели установить тотальный налоговый контроль, говорит Шевцова. Наоборот, ФНС ищет новые нефискальные способы мотивации бизнеса к отказу от не всегда законных схем минимизации налоговой нагрузки. Например, в 2007 году были опубликованы критерии отбора налогоплательщиков для проверок. Процесс планирования перестал быть закрытым. И у налогоплательщиков появилась возможность откорректировать свои обязательства и выйти из зоны налогового риска. Если они этого не делают, то остается одно - ждать налоговую проверку и, как вы выразились, испытывать излишнее давление со стороны налоговых органов. И оно не прекратится до тех пор, пока продолжаются нарушения. Судя по всему, бизнес как раз выбирает первый вариант. Если за 2006 год было представлено 416 тысяч уточненных деклараций на сумму 18 млрд рублей, то в 2007 году представлено 913 тысяч деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд рублей.

Еще одно направление работы - процесс досудебного урегулирования налоговых претензий. Рост числа компаний, которые при несогласии с результатами проверки предпочитают обращаться не в суд, а в подразделения налогового аудита ФНС, говорит о том, что пессимизм относительно возможности объективного рассмотрения спорных ситуаций самим налоговым органом постепенно иссякает.

За последние четыре года количество выездных проверок сократилось в три раза, при этом их эффективность выросла в четыре раза. Если говорить о результативности выездных проверок, то в 2007 году она составила 97 процентов. Это в первую очередь связано с тем, что инспекторы выходят на проверку только тех организаций, у которых по результатам предварительного анализа есть признаки налоговых нарушений.

Кроме того, мы стараемся комплексно подходить к легализации налоговой базы, отмечает Шевцова. Служба практически полностью отказалась от проведения тематических налоговых проверок (то есть по отдельному налогу). Финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика исследуется комплексно. В качестве примера могу привести работу, включающую выявление "теневой" заработной платы и работу с убыточными организациями.

По каким признакам определяется, что предприятие использует "схемы минимизации налогов"? Сначала мы анализируем ситуацию в отрасли. Возьмем, к примеру, торговлю. По данным статистики, ее рентабельность (и без того не высокая) за последние годы имеет тенденцию к снижению. Налоговые поступления по этой отрасли также сокращаются. Одновременно мы видим, что идет массовое строительство новых торговых площадей, растут цены на потребительские товары. При этом работники торговли получают (по данным налоговых органов) одну из самых низких зарплат.

Получив такие аналитические данные по отрасли, целесообразно приступить к анализу показателей конкретных организаций. Соответственно в зону риска попадут в первую очередь торговые предприятия, имеющие систематические убытки, низкие зарплаты, опережающую динамику расходов по сравнению с динамикой доходов и так далее. Мы также проверим, как предприятие работает со своими партнерами. Если появление посредника повлекло за собой резкое увеличение затрат, при этом сумма налогов, уплаченная партнером, носит явно символический характер, вероятность применения схемы минимизации налогов будет оценена аналитиками как высокая.