Свежая статистика Росстата наглядно демонтирует: успехи налоговиков по борьбе с убытками намного скромнее, чем в битве с низкими зарплатами. Несмотря на многочисленные налоговые комиссии, количество убыточных компаний за год снизалось всего на 6,3 процента.
По информации же от самой налоговой службы (ее статистика учитывает не только крупные и средние компании, но и малый бизнес) успехи инспекторов выглядят еще скромнее – количество убыточных компаний в результате их усилий уменьшилось всего на 4 процента. А работа была проделана немалая: в 2007 году 145 тыс. руководителей убыточных компаний были приглашены на налоговые комиссии. В «группе риска» компаний с низкими зарплатами, по данным ФНС, состояло на начало 2007 года около 400 тыс. налогоплательщиков. Однако результативность «зарплатных» комиссий оказалась намного выше – по итогам года 80 процентов этих компаний подняли оклады до среднеотраслевого.
Некоторые эксперты полагают, что неудачи «убыточных» комиссий обусловлены именно успешной борьбой с низкими зарплатами. «Своими акциями налоговые органы попытались достичь двух противоположных целей, – считает Елена Корнетова, ведущий консультант отдела консалтинга ООО «ФинЭкспертиза». – Рост заработной платы и соответственно зарплатных налогов спровоцировали увеличение расходов организаций в отсутствие опережающего роста доходов. Отсюда и убытки».
«В отличие от «зарплатных» комиссий у нас не было задачи моментально в разы уменьшить количество убыточных предприятий», – утверждает замруководителя УФНС России по Тверской области Ирина Фокеева. По ее словам, эффект от работы «убыточных» комиссий налоговики ожидают не ранее чем через два года. Правда, инспекторы на местах уже пытаются улучшить статистику. «Будьте осторожнее с рекомендациями инспекторов, – предупреждает адвокат компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев. – Я сталкивался со случаями, когда инспекторы предлагали часть расходов, которые формируют убыток, отражать в более поздние периоды. Многие компании соглашались и потом жалели: при проверке инспекторы находили расходы, которые относятся к предыдущему периоду, и предъявляли претензии».