ФНС сообщила, что такая квалификация имеет успех в судах.
ФНС дала разъяснения о квалификации административного нарушения в виде операций по мнимым внешнеторговым договорам (контрактам).
Ответственность за совершение незаконных валютных операций предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Исходя из судебной практики, незаконными признаются, в том числе, валютные операции на основании недостоверных документов, а равно внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных для вида – без намерения породить соответствующие им правовые последствия. То есть – мнимые сделки.
Договоры (соглашения, контракты) и дополнения и изменения к ним выступают в качестве оснований для проведения валютных операций, и в обязательном порядке подаются резидентами органам и агентам валютного контроля. Представление недостоверных документов является основанием для отказа уполномоченным банком в проведении валютной операции.
Соответственно, если факт недостоверности документов, включая внешнеторговые договоры (контракты), на основании которых была совершена валютная операция, устанавливается в ходе проверки, то указанные валютные операции следует признавать незаконными, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Это подтверждается, например, определением Верховного суда от 11.01.2023 N 303-ЭС22-25921 по делу А51-9495/2021. Расскажем об этом деле вкратце. Российская организация, дочерняя по отношению к иностранной фирме, заключила с ней договор на обслуживание сервера и сетевого оборудования, проплатила на 5 лет вперед. При этом российская фирма имеет собственное ИТ-подразделение, в задачи которого входит примерно то же, что и в предмет договора. В течение проверяемого периода не было ни намека на какой-лиюо технический сбой (который, если верить договору, должна была бы устранить иностранная компания). Аргументы о том, что иностранная фирма постоянно дистанционно мониторила состояние компьютеров, в судах впечатления не произвели, хотя бы потому, что это не было предусмотрено договором. Платеж (который на 5 лет вперед) суды признали экономически нецелесообразным, а договор – недействительным, так как иностранцы не собирались его исполнять. Единственное, что удалось сделать в судах – это снизить штраф со 100% суммы операции до 75%/2.
ФНС продолжает: совершение валютных операций с использованием подложных документов также содержит признаки преступления, предусмотренного статьей 193.1 УК. Так что в этом случае следует не только открывать административное дело на фирму, но и – направлять материалы следователям для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица. Если те решат, что не надо, то в отношении должностного лица необходимо возбуждать административное дело (письмо от 10 января 2024 года N Д-5-17/1@).