Верховный суд России отменил решения нижестоящих инстанций, согласившихся с Федеральной налоговой службой в том, что должна облагаться налогом добыча нефти из ранее списанных, но восстановленных на государственном балансе запасов.
Такой подход не может быть признан правомерным, говорится в опубликованном определении ВС.
Не списывал – не льготник
В фокусе судебного разбирательства было применение подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса в действующей пока редакции, который среди прочего устанавливает, что налогообложение добычи полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов производится по нулевой налоговой ставке. Руководствуясь этой нормой, ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" не платило НДПИ с нефти, добываемой на Горючкинском нефтегазоконденсатном месторождении в Саратовском районе Саратовской области
Это месторождение было открыто в 1953 году, после 1992 года находилось на консервации. Запасы списывались в 1969-м, 1990-м и 2014 годах, а по результатам испытаний, проведенных в 2010-х годах, подсчитанные остатки были вновь поставлены на государственный баланс. "ЛюксНефтеТрансДобыча" осуществляет пользование недрами на основании лицензии от 27 апреля 2018 года.
ФНС предъявила ей претензии по итогам проверки налоговой декларации по НДПИ за октябрь 2020 года. За этот месяц компании был доначислен налог в сумме 10,37 млн рублей, 612 740 рублей пени, применены штрафные санкции в размере 1,037 млн рублей.
Обосновывая это решение, налоговики указывали, что в законодательстве не прописана процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, поэтому их нужно рассматривать как новые. В пользу такого вывода, по мнению сотрудников ФНС, говорит и то, что в лицензии "ЛюксНефтеТрансДобычи" отсутствует "указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов". Суды согласились с этими доводами, а также отметили, что в силу положений статей 334 ("Налогоплательщики") и 342 ("Налоговая ставка") право на применение нулевой ставки имеет только то юридическое лицо, которое ранее осуществляло списание запасов полезных ископаемых и теперь осуществляет их добычу снова.
Неправомерная ограничительность
Однако Судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) Верховного суда с таким формалистским подходом не согласилась. Она напомнила, что круг получателей льгот не может быть произвольным, а согласно пункту 3 статьи 3 НК "должен иметь под собой экономическое основание", то есть определенную цель. В рассматриваемом случае ею является "создание благоприятных условий для инвестирования недропользователями средств в освоение нефтяных ресурсов в старых залежах", что сопряжено с более обременительными, как правило, условиями добычи нефти, в частности, с обводненностью скважин.
С учетом такого экономического основания для льготирования не может быть признан правомерным, по мнению ВС РФ, подход нижестоящих инстанций.
"По существу, судами введены критерии применения налоговой льготы, которые не предусмотрены законом. Истолковав положения подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса ограничительно, суды придали данной норме смысл, который не вытекает из целей законодательного регулирования и вопреки принципу равенства приводит к установлению произвольных различий среди недропользователей, осуществляющих разработку ранее списанных запасов, в части возлагаемого на них бремени налогообложения", – говорится в определении.
Недействующая льгота? Исчезающая
На слушаниях в ВС РФ сотрудники ФНС говорили, что установленная подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ льгота фактически является недействующей. Это заключение они основывали на том, что понятие "добыча из ранее списанных запасов полезных ископаемых" не имеет специального определения в Налоговом кодексе и не используется в законе о недрах.
Это довод СКЭС ВС РФ также отвергла. Из определения коллегии следует, что правоприменяющие органы власти, в частности ФНС и суды, должны действовать исходя из цели законодателя, а не своих трактовок. "Если льгота установлена законодателем, то возможность ее применения должна быть обеспечена правоприменительными органами в той мере, в какой это не противоречит целям законодательного регулирования и <...> не приводит к установлению льгот индивидуального (произвольного) характера, что имело бы место, в частности, в ситуациях, когда критерии применения льготы определялись бы не объективными обстоятельствами, а усмотрением налогоплательщика и налогового органа", – говорится в определении.
С 1 апреля 2024 года подпункт 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ будет действовать в другой редакции. Нулевая ставка по нему будет применятся только в отношении некондиционных полезных ископаемых (остаточных запасов пониженного качества) и если их ухудшение не было следствием выборочной отработки месторождения. Такие изменения установлены законом № 389-ФЗ от 31 июля 2023 года.
Но и это, по мнению судей ВС, говорит о том, что "ЛюксНефтеТрансДобыча" в принципе имеет право на льготу. "...Воля законодателя направлена на сохранение действия рассматриваемой льготы до 01.04.2024, в связи с чем довод инспекции о невозможности фактического применения льготы за предшествующие периоды коллегия находит подлежащим отклонению", – говорится в определении.
Решения нижестоящих инстанций отменены, дело отправлено на пересмотр. В ходе новых слушаний суды должны учесть позицию ВС РФ, а также назначить геологическую экспертизу, на проведении которой безуспешно настаивала "ЛюксНефтеТрансДобыча" на первом круге рассмотрения дела. Исследование должно определить, нет ли среди спорных запасов действительно новых.
ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" создано группой ульяновских предпринимателей (Дмитрий Пономарев, Алексей Кистанов, Григорий и Николай Мясниковы), которые владеют несколькими небольшими и средними бизнесами в разных отраслях. Зарегистрирована компания 26 февраля 2018 года. Сейчас владельцем значится Лариса Петрова.
В 2021 году компания добыла 14 263 т нефти. Более поздние данные не раскрывались. Выручка в 2022 году составила 778,5 млн рублей, увеличившись в 1,8 раза. Чистая прибыль составила 316,25 млн рублей (рост на 33,8%).
Компания ведет несколько судебных разбирательств с налоговыми органами.