Широкую дискуссию по смежной отрасли инициировала Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре.
Проблемные вопросы, связанные с реализацией закона об обнулении НДС для судоремонтных предприятий, обсудили на заседании Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре. Принятый летом 2023 года закон вносит в Налоговый кодекс изменения, которые устанавливают нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Для получения льготы предприятие должно заключить инвестиционное соглашение о развитии и модернизации собственного производства до 31 декабря 2024 года. Однако данная мера господдержки вызывает много вопросов.
По приглашению председателя Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Германа Зверева 24 октября состоялось обсуждение с участием представителей Госдумы, Минпромторга России, Минфина России, Минвостокразвития, Росрыболовства, а также органов исполнительной власти Камчатского края, Магаданской и Архангельской областей. Профильная комиссия РСПП уже не раз становится площадкой для диалога о проблемах смежных отраслей.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко, выступивший одним из инициаторов законопроекта, назвал решение об обнулении НДС наиважнейшим шагом для развития отечественной судоремонтной отрасли и повышения ее конкурентоспособности, которого удалось добиться совместными усилиями. «Хочу поблагодарить вас, Герман Станиславович, потому что вы меня погрузили в эту тему. Мы совершили большой совместный выезд на Дальний Восток. На Камчатке, на Сахалине, на Курилах и в Приморье эта тема очень актуальна. На данном этапе у бизнеса возникают вопросы, и мы об этом слышим. Наша задача оказать содействие и создать возможности для уверенного роста, для создания новых рабочих мест, а главное для безопасности наших судов», – подчеркнул он.
Как отметил председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов, костяк судоремонта России, который благодаря данной господдержке способен либо развиться, либо для них эта мера будет не сильно востребована, составляет 40 крупных предприятий, 120 мелких и 500 микропредприятий. Срок заключения инвестиционных соглашений, ограниченный декабрем 2024 года, и семь лет, за которые необходимо купить инвестиции, являются сдерживающими факторами с точки зрения принятия решения.
«Стоит рассмотреть ежегодную подачу документов, потому что появляются новые игроки на рынке, кто-то пересматривает свои направления. С учетом требований к размеру инвестиций, 20% от оборота предприятия, разумно было бы увеличить срок действия инвестиционных соглашений до 15 лет по примеру с инвестиционными квотами. Кроме того, требуют разъяснений вопросы, связанные с графиком инвестиций, расторжением соглашения и начислением штрафных санкций», – рассказал эксперт.
«В тексте закона не конкретизировано, какие именно условия будут содержаться в инвестиционных соглашениях, и каким образом будет осуществляться контроль и мониторинг за исполнением судоремонтным предприятием его вложений. В том числе, обязанностью направить 20% на развитие и модернизацию предприятия. Будут ли расцениваться как развитие и модернизация такие важные аспекты как пусконаладочные, ремонтные работы, техническое обслуживание приобретенного оборудования, покупка автотранспорта или обучение персонала», – рассказал директор Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области Сергей Смирнов.
Вопросы, высказанные представителями и экспертами судоремонтной отрасли, разделяют и представители рыбопромышленного холдинга, реализующего масштабный проект по модернизации рыбного порта в Магаданской области. «Рыбная отрасль в последнее время у нас оказалась одной из самых главных в Российской Федерации. Все что инициируется заканчивается рыбной отраслью. Это говорит о том, что мы хороший локомотив нашей экономики. Еще двадцать лет назад мы говорили о том, что необходимо развивать отечественный судоремонт, а не иностранный, и мы к этому пришли, но есть очень много вопросов. Мы хотим, чтобы в Магаданском рыбном порту был судоремонт», – отметил генеральный директор ООО «Тихрыбком», ООО «Маг-Си Интернешнл» Михаил Котов.
Заместитель министра экономического развития Камчатского края Андрей Адуллин также разделяет тревогу большинства участников заседания. Он сообщил, что реализующее судостроительный инвестиционный проект в регионе «Рем-Нова ДВ» обеспокоено тем, что положения закона в текущем виде могут повлиять на рентабельность.
Начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Дмитрий Павлов поблагодарил членов комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре за организацию столь востребованного в настоящее время мероприятия. Он сообщил, что поступила уже одна заявка, претендующая на льготу по НДС, и рекомендовал предприятиям направлять официальные запросы в министерство по интересующим их темам.
«Обнуление НДС было основным посылом для налогоплательщиков судоремонтных предприятий по обновлению основных средств, которое Минфин совместно с Минпромторгом отстаивали в качестве одной из целей данного законопроекта», – подчеркнул заместитель директора департамента налоговой политики Минфина России Виталий Прокаев. Тем не менее Минфин готов обсуждать вопросы, которые ставят предприятия, искать и вырабатывать ответы, вплоть до внесения изменений в закон.
«Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре подготовит свои рекомендации. Вместе с тем, есть согласованная позиция с руководителями других рабочих органов РСПП, чтобы рассмотреть данный вопрос на Комиссии РСПП по законодательному обеспечению инвестиционной деятельности. После чего согласованные предложения будут представлены президенту РСПП Александру Шохину», – подытожил дискуссию председатель Комиссии, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.
От редакции отметим, что в списке поручений президента России Владимира Путина по итогам совещания о долгосрочном социально-экономическом развитии Петропавловска-Камчатского в сентябре 2022 года есть пункт о судостроении. На Камчатке реализуется инвестиционный проект «Рем-Нова ДВ», которое входит в состав АО «Норебо Холдинг». Значимость инвестиционного проекта, подчеркнула в недавнем интервью нашему корреспонденту заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова. Она отметила, что потребность в возрождении в регионе судоремонтной отрасли «в условиях санкционного давления не просто велика. Она огромна, особенно, если учитывать перспективы интеграции региона в стратегические программы развития Северного морского пути как международной транспортной артерии».