Минфин ожидает, что все 300 млрд рублей, которые государство планирует получить от налога на сверхприбыль крупных компаний, поступят в бюджет уже в этом году. Власти прогнозируют, что все компании, которые должны будут заплатить налог, воспользуются правом сделать обеспечительный платеж по льготной ставке в 2023 году. Таким образом, государству удастся оперативно получить доступ к дополнительным доходам уже в текущем налоговом периоде, несмотря на то, что разовый налог по закону взимается только с 2024 года.
Минфин прогнозирует поступления от так называемого windfall tax, или налога на сверхприбыль, на нулевом уровне в 2024 году, следует из пояснительной записки к проекту закона о федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов (есть у Forbes). Власти ожидают, что все компании, которых коснется налог на сверхприбыль, заплатят его уже в 2023 году по ставке в два раза ниже. Общая сумма поступлений в бюджет от обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль в 2023 году ожидается на уровне 300 млрд рублей, уплачен он должен быть с 1 октября до 30 ноября 2023 года.
Налог на сверхприбыль был введен как разовый налог как с российских, так и с иностранных компаний с постоянным представительством в России. Ставка по налогу установлена в размере 10% от суммы превышения прибыли за 2021-2022 годы над прибылью 2018-2019 годов. Поскольку налог введен в 2023 году, налоговый период по нему наступает в следующем году — он должен быть уплачен до 28 января 2024 года. Существует конституционное ограничение о том, что налоги нельзя вводить задним числом. Однако в случае windfall tax у компаний есть возможность сделать «обеспечительный платеж» уже в 2023 году по ставке не 10, а 5%.
О планах использовать возможность обеспечительного платежа уже заявлял Сбербанк — сумма этого платежа составит до 3 млрд рублей. Об аналогичных планах сообщали, в частности, ММК, «РусГидро», «Полюс», Qiwi и т.д.
Впервые механизм windfall tax власти анонсировали еще в феврале этого года. Идея windfall tax возникла в связи с тем, что у многих компаний в 2022 году результаты «были сильно в плюс», объяснял первый вице-премьер Андрей Белоусов, при том, что государство на фоне растущего во время «спецоперации»* бюджетного дефицита озаботилось «мобилизацией доходов». Белоусов отмечал, что идея чрезвычайного налога принадлежала бизнесу, а не государству. Налог не коснется предприятий малого и среднего бизнеса, производителей СПГ, угледобывающих и нефтяных компаний (для последних налоговый режим ужесточают отдельно), аграрных предприятий, которые работают на едином сельхозналоге, застройщиков, которые в 2021-2022 году не выплачивали дивиденды. Налог также не касается компаний, чья прибыль в 2021-2022 году в среднем была меньше 1 млрд рублей.
Налог на сверхприбыль позиционируется как разовый сбор, однако Минфин не исключал, что при высоком дефиците бюджета и сверхдоходах бизнеса в будущем этот механизм может быть применен повторно. Правовая основа под это уже подведена — закон о налоге на сверхприбыль ввел в первую статью Налогового кодекса новое концептуальное понятие «чрезвычайные налоги». Эксперты, опрошенные Forbes, допускали, что в будущем это может позволить вводить подобные налоги и сборы в упрощенном режиме.