Рассматривается ситуация, когда агент продает на экспорт свой товар и товар принципала по единому инвойсу и единым транспортным документам.
Налогоплательщик обратился в Минфин с вопросом о подтверждении права на нулевую ставку НДС в следующей ситуации. Одно юрлицо имеет все необходимые разрешения для продажи биокормов на экспорт, второе – не имеет. Но при этом обе занимаются производством. Предполагается, что первое, продавая на экспорт свою продукцию, заодно продаст и товар второго, и это будет сделано по единому инвойсу. CMR, коносамент, авианакладная и прочие транспортные документы будут оформлены от имени первой компании.
Минфин на это ответил, что при реализации товаров российской организацией – принципалом на экспорт через агента применяется нулевлй НДС при условии представления принципалом в налоговые органы следующих документов:
- договор комиссии (договор поручения, агентский договор) или его копия, заключенный налогоплательщиком с комиссионером (поверенным, агентом);
- контракт лица, которое поставляет товары по поручению налогоплательщика (копия), заключенный с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС;
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, выпустившего товары в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, либо реестры таможенных деклараций с указанием в них регистрационных номеров деклараций, представляемые по установленному формату в электронной форме (письмо от 8 июля 2022 года N 03-07-08/65734).
Ни Минфин, ни подпункт 3 пункта 1 статьи 165 НК не оговаривают, на чье имя при этом должна быть оформлена таможенная декларация. Исходя из порядка заполнения декларации на товары, в графе "Отправитель/Экспортер" указываются сведения о лице, указанном в качестве отправителя товаров в транспортных (перевозочных) документах. То есть, в рассматриваемом случае это будет агент. По-видимому, этот факт не должен помешать применению принципалом нулевой ставки.
Напомним, что власти хотели упростить подтверждение экспорта – убрать необходимость представления контракта на бумаге, предоставив возможность вносить сведения о нем в электронный реестр. Однако законопроект дальше первого думского чтения пока не прошел.