Достаточно решения руководства ФНС. Чрезвычайные риски нужны лишь для выдачи предписаний. Причем, оштрафовать нарушителя, если проверка состоялась, вообще ничто не мешает.

ФНС дала разъяснения относительно проверок в сфере ККТ в 2022 году. В целом, как помним, существует мораторий на плановые проверки на этот год, а внеплановые проводятся лишь по исключительным поводам (угроза жизни людей, безопасности страны и тому подобным).

Только с взаимодействием

Но в сфере ККТ немного иначе – во-первых, плановые проверки с 1 марта не проводятся в силу закона (а не временных мер). Во-вторых, конкретно в этом году внеплановые проверки могут проводиться с санкции руководителя ФНС России или его зама и после согласования с органами прокуратуры, следует из письма ФНС. Причем, даже если нарушение не может повлечь каких-то трагических или катастрофических последствий – достаточно просто наличия решения на указанном уровне.

Привлечь виновных лиц к административной ответственности можно только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, указала ФНС со ссылкой на нормы постановления 336 о моратории на проверки. Такой подход надо применять в том числе, если информация о нарушении получена от граждан, из СМИ и из других источников, а также – если нарушение выявлено в ходе каких-то контрольных действий самими налоговиками.

Без проверки, предусматривающей общение с нарушителем, оценить достаточность данных для наказания нельзя. Возбуждение дел об административных правонарушениях без таких проверок не допускается. Иными словами, наказание и возбуждение дела может грозить в этом году только в тех случаях, когда добро на проверку "в полях" дано руководством ФНС России, и такая проверка состоялась.

Предписание – ни-ни

Как указано выше, для начала кассовой проверки не обязательно, чтобы нарушение несло в себе риск чрезвычайных последствий. Но, вместе с тем, предписание об устранении нарушений может быть выдано по итогам проверки только в случае выявления таких рисков:

  • угроз причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью
  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  • ущерба обороне страны и безопасности государства.

Если нарушение, обнаруженное при проверке, таких угроз не содержит, то предписание не выдается, хотя нарушение и фиксируется в акте. При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (письмо от 19 апреля 2022 года N АБ-4-20/4732@).

А штрафы – пожалуйста

При этом не видно повода для особых сомнений насчет допустимости штрафов в случае, если проверка с взаимодействием в 2022 году имела место. Закон не связывает выписывание штрафа исключительно с выдачей упомянутого предписания – то есть, это два самостоятельных действия.

Не препятствует штрафам и само постановление 336. Из него можно лишь почерпнуть, что дело об административном правонарушении в 2022 году можно возбудить только в случае, указанном в пункте 3 части 2 статьи 90 закона 248-ФЗ. А там сказано, что при выявлении нарушения инспектор обязан:

  • направить информацию в госорган в соответствии со своей компетенцией
  • или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

То есть – если штраф возможен, то возможно и возбуждение дела. Как-то так. По всему остальному выходит, что предписания по "рядовым" нарушениям проверяющие в этом году выдавать не могут, а вот штрафовать вполне себе вправе.

На перспективу

Кстати, напомним, Минфин недавно ввел индикатор риска для кассовой проверки: если в течение 60 календарных дней фискальные данные в виде фискальных документов не появились в автоматизированной информационной системе налоговых органов. Наверное, широкое распространение такой повод для проверки получит только в следующем году.