Это возможно без участия оператора и без УКЭП. Но для этого нужно правильно оформить соглашение.
ФНС утвердила:
- методические рекомендации по порядку обмена электронными документами между хозяйствующими субъектами или физлицами;
- методические рекомендации по разработке, описанию, верификации, утверждению и публикации форматов электронных документов госорганами и хозсубъектами.
О чём надо "соглашаться"
Первые устанавливают, что обмен между хозсубъектами допускается как с участем оператора ЭДО, так и без него. Если оператор в процесс не включен, то нужно или соглашение между субъектами, или усиленные квалифицированные электронные подписи (если документы подписываются ими, то соглашение не требуется). Соглашение может предусматривать:
- перечень форматов электронных документов, подлежащих обмену;
- способ направления и получения электронных документов;
- виды электронных подписей, используемых при создании документов;
- порядок проверки электронных подписей;
- порядок уведомления о результатах проверок электронной подписи и электронного документа;
- перечень лиц, ответственных за организацию направления и получения документов;
- способ подтверждения отправления и получения;
- требования к обеспечению конфиденциальности передаваемых документов;
- факт доставки документов (в том числе с применением уведомления о получении);
- форс-мажорные обстоятельства.
Различные нюансы
Одной подписью можно подписывать в том числе пакет связанных между собой документов. Каждый из них будет считаться подписанным той же подписью. Исключение – если лицо, подписавшее пакет, включило туда документы, созданные другими лицами – тогда подпись пакета "не перекрывает" изначальную подпись документа.
Допускается шифрование, но можно и без него – если, конечно, законом не установлено четкое требование для конкретного случая. Шифрование не разрешено, если в договоре с оператором ЭДО есть условие о проверке документов.
Обмену документами без участия операторов посвящен отдельный раздел рекомендаций – там описаны действия обеих сторон сделки, включая форматно-логический контроль, формирование различных извещений и так далее. Предусмотрена последовательность действий, если сторон более двух.
Госорганы выслушают предложения
Вторая методичка предназначена для случаев, когда хозсубъекту необходимо направить документ в какой-нибудь госорган в связи с проверками или в целях получения госуслуг. Тут активные действия требуются от различных органов – они должны создать и опубликовать на своем сайте справочник унифицированных элементов электронных документов, используемых при описании форматов. Также в справочник включаются классификаторы, справочники, перечни, используемые при формировании элементов.
Кроме того, органам власти предлагается ежегодно утверждать план разработки и ввода в действие форматов электронных документов. И здесь бизнес может поучаствовать – внести какие-то предложения или даже готовые форматы. Всё это будет оцениваться специальными комиссиями.