С 2021 года станет возможным "облачное" использование электронной подписи
© anekdotov.net

С 2022 года директора фирм и ИП смогут получать ЭП только в налоговой. Об этом и других изменениях рассказал начальник управления электронного документооборота ФНС Федор Новиков.

Прошлогодним законом 476-ФЗ в закон об электронной подписи было внесено множество поправок, большая часть из которых вступила в силу с 1 июля – меняются правила получения и использования электронной подписи, сообщила ФНС.

Больше возможностей с нового года

Имеется и ряд поправок, которые начнут действовать позже. В частности, с 2021 года появится новый вид организаций: доверенная третья сторона. В их задачи будет входить проверка действительности ЭП, сертификатов и полномочий участников электронного взаимодействия. Планируется, что это обезопасит работу с электронной подписью и исключит мошенничества в этой сфере.

Также с 1 января 2021 года удостоверяющие центры получат право хранить и использовать по поручению клиента ключ электронной подписи (дистанционная электронная подпись). Таким образом, владельцы смогут подписывать электронные документы с любого устройства без установки специальных программ. Кроме того, дистанционное хранение ЭП упростит отслеживание подписанных документов, ведь в удостоверяющем центре будет сохраняться вся история их подписания.

За подписью – в ИФНС

С 1 января 2022 года меняется порядок получения электронной подписи. Руководители кредитных организаций смогут сделать это только в ЦБ, руководители органов власти – в Федеральном Казначействе, руководители коммерческих предприятий и ИП – в регистрирующих органах ФНС.

Директора фирм и ИП также смогут идентифицировать личные данные и получать ЭП удаленно, в том числе по действующему сертификату. Кстати, напомним, что со следующего года почти ни одна фирма не сможет обойтись без усиленной квалифицированной ЭП – только при ее наличии можно будет сдать обязательный экземпляр бухотчетности в "одно окно" в ФНС.

Сотрудники юрлица или ИП (то есть обычные физлица без правомочий действия от чьего-то имени) будут и впредь вправе получать ЭП в коммерческих удостоверяющих центрах.

Сертификаты ключей ЭП на сотрудников для сдачи налоговой отчетности, полученные до 1 июля, действуют до конца 2021 года. В чем же, собственно, состоит суть изменений, вступающих в силу уже 1 июля этого года – в сообщении ФНС не сказано.

Кризисные поправки

Отметим: в упомянутый прошлогодний 476-ФЗ вносились изменения в июне этого года дважды. Первый раз – большим антикризисным законом 166-ФЗ. Почти весь 476-ФЗ изначально должен был вступить в силу с 1 июля, кроме тех норм, которые предписывают, кто где будет вправе получать ЭП. Июньским же законом 166-ФЗ отложен срок вступления в силу многих положений, в том числе тех, о которых рассказала ФНС.

Кроме того, недавним законом 183-ФЗ разрешено "заочное" получение усиленных неквалифицированных электронных подписей, но только теми, кто ранее получал ключ к простой ЭП при личной явке. Это вступило в силу с 30 июня 2020 года.