К финансовым организациям, обязанным представлять в Росфинмониторинг информацию об операциях, имеющих признаки возможного отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, и исполнять некоторые другие связанные с этим обязанности, Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ дополнительно отнесены общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, операторы мобильной связи и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В Информационном письме напоминаются установленные законодательством конкретные обязанности по информированию Росфинмониторинга, которые должны будут выполнять и перечисленные организации, указываются нормативно-правовые и информационные документы Росфинмониторинга, которыми следует при этом руководствоваться, и определяются коды, присвоенные указанным новым организациям в целях переписки с Росфинмониторингом.

Росфинмониторинг разъяснил также, что обязанности возложенные Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 17 июля 2013 г. N 28

О РАСШИРЕНИИ

ПЕРЕЧНЯ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПРАВА

И ОБЯЗАННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ

30 июля 2013 года вступают в силу изменения в статью 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", касающиеся перечня организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются все требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В их число дополнительно включены:

  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  • сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

К числу обязанностей указанных организаций, в частности, относятся:

  • в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля, а также назначать лиц, ответственных за их реализацию;
  • пройти обязательное обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Требованиями к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203;
  • проводить проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании Перечня, размещенного на официальном сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет";
  • предоставлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Единый формат представления в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об операциях, в отношении которых на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 (далее - Инструкция).

До приведения указанной Инструкции в соответствие с требованиями Федерального закона N 134-ФЗ, при представлении информации в Росфинмониторинг вышеуказанным организациям и индивидуальным предпринимателям в графе 210 формы 4-СПД "Код вида организации (лица), представляющей(его) информацию" следует указывать соответствующий код вида организации:

Код

Наименование

031

Индивидуальный предприниматель, являющийся страховым брокером

032

Общество взаимного страхования

033

Негосударственный пенсионный фонд, имеющий лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

111

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

141

Индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

181

Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив

210

Оператор связи, имеющий право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи

При представлении информации в Росфинмониторинг предлагаем также руководствоваться следующими информационными письмами:

  • информационным сообщением от 28.06.2013 "О разъяснении порядка представления информации в электронном виде с использованием специализированного комплекса программных средств с 1 июля 2013 года" для использования подотчетными организациями (лицами) при представлении информации в Росфинмониторинг;
  • информационным письмом от 15.05.2013 N 27 "Об использовании электронной подписи при направлении информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в электронном виде";
  • информационным письмом от 02.04.2013 N 26 "Разъяснение порядка представления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу";
  • информационным письмом от 04.02.2013 N 25 "О возможности подключения к порталу Росфинмониторинга".

Права и обязанности, возложенные Федеральным законом N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей:

  • являющихся страховыми брокерами;
  • осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.