От НДС освобождена реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (БСО).
БСО - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы.
С 1 июля 2019 года обязанность по выдаче (направлению) кассового чека (БСО) может быть исполнена в том числе путем передачи документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами, позволяющими их идентифицировать (QR-код и (или) дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Таким образом, организации, осуществляющие деятельность в указанной сфере, вправе применять освобождение от НДС при реализации физлицам входных билетов в следующих случаях:
- в случае выдачи билета в виде БСО, сформированного в установленном порядке;
- в случае одновременной выдачи билета по утвержденной форме и кассового чека (БСО);
- в случае выдачи билета по утвержденной форме с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими их идентифицировать (QR-код и (или) дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Вопрос: О применении ККТ и освобождения от НДС при реализации физлицам входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 августа 2019 г. N АС-4-20/17479@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО от 14.05.2019 и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин "автоматизированная система для бланков строгой отчетности" - это контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
Следует учитывать, что автоматизированная система для бланков строгой отчетности применяется исключительно при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (выполненные работы). При этом контрольно-кассовая техника, не являющаяся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности, такого ограничения не содержит и может применяться при расчетах как за товары, так и за услуги (работы).
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства при реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при условии выдачи бланка строгой отчетности, форма которого утверждена в установленном порядке.
Так, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - приказ Минкультуры N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.), а именно "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка".
С 01.07.2019 ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", под бланком строгой отчетности будет пониматься первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Таким образом, с указанного периода организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны оформлять бланк строгой отчетности с применением контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
При этом следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ не запрещает применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями в безналичном порядке, а также с использованием электронного средства платежа без его представления.
Кроме того, следует учитывать, что согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 указанной статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
С учетом изложенного организации, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг в парках культуры и отдыха, вправе применять освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 20 пункта 2 статьи 149Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации физическим лицам входных билетов на посещение мероприятия в следующих случаях:
- в случае выдачи билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ;
- в случае одновременной выдачи билета по форме, утвержденной приказом Минкультуры N 257, и кассового чека (бланка строгой отчетности), сформированного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ;
- в случае выдачи билета по форме, утвержденной приказом Минкультуры N 257, с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Дополнительно сообщается, что вопрос, изложенный в пункте 4 обращения, не относится к компетенции ФНС России.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО