Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 17 мая 2018 г. N 03-04-06/33393

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке определения налогового статуса физического лица для целей уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) для целей Соглашения термин "резидент Договаривающегося государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в таком государстве только в отношении доходов из источников в этом государстве или в отношении находящегося там капитала.

Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.1 и 3 статьи 207 Кодекса) в Кодексе не используется.

Если с учетом вышеприведенных положений статьи 207 Кодекса физическое лицо являлось налоговым резидентом Российской Федерации, то оно также рассматривается в качестве налогового резидента Российской Федерации в целях применения Соглашения.

В случае, если физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, предоставляет налоговому агенту сертификат налогового резидента Республики Кипр, автоматической утраты статуса налогового резидента Российской Федерации не происходит.

В таком случае физическое лицо является налоговым резидентом одновременно в двух государствах и для целей применения Соглашения необходимо установить налоговый статус физического лица исходя из критериев, предусмотренных в пункте 2 статьи 4 Соглашения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Р.А. Саакян