В письме ведомство, в частности, разъяснило, что за осуществление расчетов с применением такой кассовой техники юрлицам грозит штраф, как за неприменение ККТ.

По мнению ФНС, касса без фискального накопителя не может рассматриваться как контрольно-кассовая техника согласно Закону о ККТ.

Напомним, что величина штрафа за неприменение ККТ для юрлиц зависит от суммы проведенного расчета и при этом назначается в размере не менее 30 тыс. руб.

Отметим, что для перехода на онлайн-кассы покупать новую технику необязательно. Ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Об этом ФНС выпускала информацию.

Вопрос: Об административной ответственности за применение ККТ без фискального накопителя после 01.07.2017.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 31 января 2017 г. N ЕД-4-20/1602

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО и сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Вместе с тем по вопросу применения контрольно-кассовой техники, соответствующей требованиям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 15.07.2016 (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)), в том числе без фискального накопителя, после 01.07.2017 сообщается следующее.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ (введенной Федеральным законом N 290-ФЗ) контрольно-кассовая техника - это электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно пункту 15 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ (введенной Федеральным законом N 290-ФЗ) в случае, если выявлена контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, такая контрольно-кассовая техника подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ), без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве контрольно-кассовой техники в понимании Федерального закона N 54-ФЗ.

В этой связи Федеральный закон N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ) не предусматривает учет устройств, не отвечающих требованиям Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ), после 01.07.2017.

Таким образом, осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием такого устройства влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Следует отметить, что требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, перечислены в статье 4 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ). При этом согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные технические требования к контрольно-кассовой технике.

Таким образом, за применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей требованиям, указанным в статье 4 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ), предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 14.5 Кодекса.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ