МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июля 2016 г. N 03-01-18/40957
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты налогов, поименованных в указанном пункте, в том числе налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).
При этом необходимо учитывать следующее.
Статьей 105.3 Кодекса установлены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами.
Нормы пункта 1 статьи 105.3 Кодекса предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки" при определении цен в сделках для целей налогообложения. В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Статьей 105.14 Кодекса установлено, что контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Одновременно отмечаем, что, если налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, или манипулирование налогоплательщиком ценами в сделках приводит к получению необоснованной налоговой выгоды, со стороны налоговых органов возможно установление фактической взаимозависимости лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105.1 Кодекса, или признание сделки контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105.14 Кодекса, а также доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса.
При этом обоснованность получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды оценивается в каждом конкретном случае в зависимости от совокупности установленных обстоятельств.
По вопросу осуществления налогоплательщиком корректировки, предусмотренной пунктом 6статьи 105.3 Кодекса, отмечаем, что такая корректировка возможна исключительно в случаях, когда сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой в соответствии со статьей 105.14 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.С. КИЗИМОВ