Так, например, сообщается, что в случае если одна сторона сделки между взаимозависимыми лицами самостоятельно осуществила корректировку налоговой базы и сумм налога (убытка) и представила в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, в которой отражена соответствующая корректировка, другая сторона сделки вправе осуществить симметричную корректировку также в уточненной налоговой декларации за этот же налоговый период.

Отмечено также, что в случае увеличения суммы убытка в результате симметричной корректировки права на зачет или возврат налога у другой стороны сделки и соответственно оснований для применения правил, установленных в отношении зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, не возникает.

Вопрос: Об осуществлении симметричной корректировки налоговой базы и сумм налогов (убытков), отражении и применении ее результатов сторонами сделки.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 марта 2016 г. N 03-01-18/15939

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ПАО по вопросу применения статьи 105.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

1. Согласно пункту 10 статьи 105.18 Кодекса симметричные корректировки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи, осуществляются другой стороной сделки на основе информации, направляемой ей налогоплательщиком, осуществившим корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) на основании пункта 6 статьи 105.3 Кодекса, с приложением документов (сведений), подтверждающих факт исполнения обязанности по уплате налога, возникшей в результате такой корректировки.

При этом Министерство финансов Российской Федерации не наделено Кодексом и иными нормативными правовыми актами полномочиями по определению конкретных документов (сведений), подтверждающих факт исполнения обязанности по уплате налога, возникшей в результате корректировки, предусмотренной пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса.

2. В соответствии с пунктом 3 статьи 105.18 Кодекса в случае, если право на симметричные корректировки возникло у другой стороны сделки в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи, такие корректировки отражаются в налоговых декларациях по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, представленных по итогам налогового периода, за который налогоплательщик самостоятельно осуществил корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса.

По мнению Департамента, в случае если право на симметричные корректировки возникло у другой стороны сделки в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 105.18 Кодекса, после срока, установленного для представления налоговой декларации по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, по итогам налогового периода, за который налогоплательщик самостоятельно осуществил корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса, симметричная корректировка может быть отражена другой стороной сделки в уточненной налоговой декларации за указанный налоговый период.

3. Согласно пункту 11 статьи 105.18 Кодекса величина, на которую изменен размер налоговой базы (убытка) в результате симметричной корректировки, произведенной по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 2 указанной статьи, должна соответствовать величине, на которую изменен размер налоговой базы (убытка) в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 105.3 Кодекса.

4. В соответствии с пунктом 4 статьи 105.18 Кодекса, в случае если по результатам симметричной корректировки другая сторона сделки получает право на зачет или возврат налога, применяются правила, установленные Кодексом в отношении зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога.

При этом обращаем внимание, что возникновение права на зачет или возврат налога связано с излишней уплатой налога.

Таким образом, в случае увеличения суммы убытка в результате симметричной корректировки, по мнению Департамента, права на зачет или возврат налога у другой стороны сделки и, соответственно, оснований для применения правил, установленных Кодексом в отношении зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, не возникает.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ